Ваш ребенок нанес ущерб собственности соседа. И вы, его родители несете за
это ответственность. Но одно дело — если Ваш сын заигрался и случайно
разбил мячом соседское окно. И совершенно другое — если он специально
запустил мячом в это окно, желая досадить человеку, который живет в той
квартире. Тут есть о чем задуматься. Ведь не исключено, что его отношение к
собственности других людей — результат ваших нелестных отзывов, вашего
пренебрежительного отношения к людям. В подобном случае ваша ответственность за
поступок ребенка — намного выше и глубже.
В иудаизме есть концепция, которая называется — арвут. И смысл ее
заключается в том, что все евреи зависят друг от друга, и каждый еврей — в
ответе за других евреев. Евреи — одно целое, одна большая семья, и поэтому они
ощущают ответственность друг за друга.
Эта взаимоответственность может проявляться на разных уровнях, — пишет рав
Элиягу Десслер (один из крупнейших Учителей прошлого поколения; Литва – Англия –
Израиль, первая половина 20-го века). Когда еврей делает добро, это — добро,
совершенное всем еврейским народом. Верно и обратное: когда кто-то из нас
совершает порочный, недостойный поступок, это бросает тень на весь еврейский
народ. Так, когда народ Израиля под предводительством Иегошуа бин-Нуна перешел
через реку Иордан, перед сражением за город Йерихо, народ получил строгий приказ
не брать ничего из имущества жителей этого города. Но, когда Йерихо был взят,
Ахан — лишь один человек из всего еврейского воинства — ослушался и взял
драгоценности. За допущенное Аханом нарушение удар на себя пришлось принять
всему еврейскому народу. В следующей битве еврейское воинство понесло большие
потери. Это и стало реализацией принципа «взаимной ответственности» (см. Танах,
книга пророка Йегошуа, начало гл. 7).
Еврейский народ пострадал, — объясняет рав Десслер, — потому что не принял
необходимые меры, чтобы предотвратить нарушение запрета. Потому что в тот
исторический момент народ в целом недостаточно трепетно относился к приказам
своих лидеров и заповедям Всевышнего.
В наши дни в средствах массовой информации много говорят о людях, совершающих
те или иные финансовые преступления. И, когда в числе нарушителей называют
еврейские имена, это болью отзывается в сердцах многих других евреев,
непричастных к их противоправным действиям. Столь болезненная реакция — вполне
естественна. Даже если нам не известен «состав преступлений» наших
соплеменников, не известны обстоятельства, вынудившие их преступить закон, не
известно, осознанно ли допускали они нарушения или — по незнанию…
Разумеется, суд СМИ не имеет ничего общего с еврейским законодательством. И
все же сам факт, что наши собратья стали мишенью для журналистских расследований
и негативных оценок прессы, должен заставить нас задуматься. Особенно — когда
речь идет о доказанных преступных деяниях, совершенных евреями, вовлеченными в
так называемые «преступления белых воротничков» (понятие введено известным
американским социологом Эдвином Сазерлендом и обозначает преступную деятельность
состоятельных людей). К преступлениям подобного рода относят неуплату налогов,
нелегальные торговые сделки, махинации с ценными бумагами и земельной
собственностью, растраты, изготовление и продажу опасных для жизни продуктов,
загрязнение окружающей среды и, наконец — кражи.
Каждый ребенок, получивший еврейское воспитание, знает, что даже самая
маленькая монета, опущенная в копилку для пожертвований — это исполнение
заповеди Торы, предписывающей помогать неимущим. Мы, взрослые люди, должны со
всей отчетливостью понимать, что незаконное присвоение пусть даже совсем
незначительной по ценности суммы — преступление перед Всевышним и перед своим
народом.
Поэтому евреям, кем бы они ни были, всегда следует помнить о том, что те, кто
незаконно присваивает деньги, не платит установленные налоги, кто допускает не
совсем честные приемы в ведении бизнеса, неоправданно завышает цену на товар и
т.п. — добавляют в нашу общенародную «копилку» негативные «вложения». И несут
повышенную ответственность за более серьезные проступки, совершенные другими
евреями.
Впрочем, каждый из нас, даже самый честный в финансовых отношениях человек,
ни разу в жизни не присвоивший себе чужой копейки, тоже может добавить в общий
«котел» свою каплю негатива, которая в какой-то момент может оказаться
критической. Ведь деньги и прочие материальные объекты — не единственная
ценность, которую можно украсть.
В Торе и в Талмуде, в частности, подчеркивается, что человек, который вводит
кого-то в заблуждение, в определенном смысле — грабитель. В ряд подобных
преступлений наша традиция ставит оскорбление (когда кто-то причиняет другому
боль словами) и кражу знаний (на иврите это обозначается термином — гнейват
даат). Если человек не ответил на адресованное ему приветствие — это,
согласно еврейской традиции, тоже проступок. В своде еврейских практических
законов есть пункт, запрещающий «красть сон» — когда некто будит спящего
человека без надобности или не дает усталому уснуть.
Так что, даже тем из нас, кто никоим образом не связан с финансовыми
нарушениями, следует быть внимательными к собственному поведению. Каждому еврею
надо чаще задавать себе жизненно важные вопросы. Достаточно ли я внимателен,
чтобы ни словом, ни взглядом не обидеть кого-то из окружающих и не нарушить их
покой? Хорошо ли я продумал содержание совета, который собираюсь дать тому, кто
в нем нуждается? Всегда ли я отвечаю добром на добро? Справедлив ли я к людям,
достаточно ли хорошо к ним отношусь? И т.д. и т.п. Ведь если мы что-то упускаем
из поля зрения, мы, не желая того, способны бросить тень на весь еврейский
народ, что может повлечь за собой непредсказуемые негативные последствия.
Совсем немного осталось до начала еврейского месяца Тишрей — месяца
наших великих праздников, Рош а-Шана и Йом Кипура. В день Йом Кипура евреи всего
мира будут просить прощения у Всевышнего, произнося молитвы Ашамну
(что в переводе с иврита означает — «виновны») и Аль Хет шехатану
(«за грех, который совершили»). В обеих молитвах текст читается от
множественного числа первого лица. В них каждый из нас скажет — «мы, которые
грешили». В комментариях к этим молитвам объясняется, что тексты построены так
потому, что все мы, евреи, несем ответственность не только за собственные ошибки
и поступки, но и за те, которые совершили лишь некоторые из нас.