Если бы тогда
Назначение Элиота Абрамса на должность руководителя совета национальной
безопасности по вопросам Ближнего Востока вызвало в определенных кругах
американского общества настоящую бурю. Главный вопрос, так взволновавший «патриотически»
настроенную публику - может ли «заинтересованный» человек на «должном уровне»
определять политику США в решении ближневосточного конфликта?
Масла в огонь добавило публичное выступление Абрамса, в котором он, не
дрогнув, отстаивал традиции своего народа…
КАКИЕ ЛИДЕРЫ НУЖНЫ АМЕРИКЕ?
Ави Шафран
Евреи утверждают, что еврей должен искать спутницу жизни среди евреев.
Правильно ли это?
Такой вопрос был поднят во время предвыборной политической кампании в 2000
году - в контексте выдвижения на пост вице-президента кандидатуры сенатора
Джозефа
Либермана. Предполагалось, что Либерман, как еврей, соблюдающий традицию,
разделяет негативное отношение к браку евреев с людьми других национальностей.
Сенатор недвусмысленно подтвердил это предположение. И тем самым
спровоцировал шквал нападок со стороны своих, не столь приверженных еврейской
традиции соплеменников.
Недавно этот вопрос всплыл снова. Теперь - в связи с выдвижением кандидатуры
Элиота Абрамса на должность в совет
национальной
безопасности. Вообще-то, на этот пост его назначил президент Буш. Но публика,
тем не менее, взволновалась. Годится ли Абрамс для выполнения вверенных ему
обязанностей?
Господин Абрамс, бывший государственный чиновник при администрации Рейгана,
не дрогнув, отстаивал традиции своего народа. В том числе - и в вопросе о
смешанных браках. Он объяснял свою точку зрения стремлением сохранить
американские еврейские общины и защитить их будущее.
Такая позиция, как отметил корреспондент газеты Нью-Йорк Обзервер
Филипп Вейс, дисквалифицирует мистера Абрамса как советника президента по
вопросам израильско-палестинского противостояния (именно эта сфера и должна быть
основной в его деятельности в Совете национальной безопасности США).
Эти дискуссии вкупе с обвинениями Филиппа Вейса, который «уточнил», что
придерживающиеся таких взглядов евреи - «сторонники изоляции и сегрегации»,
повергло большинство соблюдающих евреев в состояние настоящего шока. Огромное
количество евреев, так же, как представители других народов, добросовестно
работает в американских компаниях, живут по соседству с неевреями и имеют в
нееврейской среде близких друзей.
Действительно, Тора неоднократно напоминает, что евреи - «избранный народ»,
накладывая на них в связи с этим дополнительные обязательства. Но здесь же, в
Торе сказано, что и другие люди точно так же созданы Всевышним - по «Его образу
и подобию», нисколько не умаляя полноценного партнерства в обществе. Талмуд
сообщает, что жизнь в грядущем мире потенциально предназначена для всех
людей.
Более того, хотя еврейское мировоззрение и не требует, не ищет и никоим
образом не стимулирует человека к тому, чтобы он принимал еврейство, тем не
менее, каждый, готовый соблюдать заповеди Торы, может присоединиться к
еврейскому народу. Справедливо ли называть еврейский народ «клубом для
избранных», если любой, искренне стремящийся к этому, имеет возможность
присоединиться к такому «клубу»?!
В еврейской, как и в любой другой, среде, несомненно, есть люди, имеющие
определенные предубеждения в отношении к представителям тех или иных
национальностей. Но это - частные случаи, безусловно, не характеризующие весь
еврейский мир.
Напротив, еврейская традиция безоговорочно и совершенно категорически
требует, чтобы каждый еврей стремился к миру и прилагал усилия для разрешения
проблем мирным путем (на иврите - даркей шалом ).
Еврейский народ всегда был образцом такого поведения по отношению ко всему
человечеству.
Одно - правда: религиозный, соблюдающий законы Торы еврей не станет искать в
нееврейской среде спутницу жизни. Ему важно, чтобы и другие евреи женились
только на еврейках.
Как это понимать?
Иудаизм - «религия
законов».
Некоторые из них можно объяснить и понять, а некоторые вызывают, казалось бы,
недоумение. Почему, например, еврею нельзя есть свинину или - зажигать огонь в
шаббат?.. Таково повеление Торы. И для еврея этого достаточно.
Впрочем, оставим религиозный компонент запрета на смешанный брак. Разве так
уж трудно понять точку зрения, поддерживающую браки внутри еврейского народа?
Некоторые люди (есть в их числе, к сожалению, и евреи) считают, что мир стал
бы лучше, если бы в нем евреев вообще не было. А ведь это можно осуществить не
только варварским способом тотального уничтожения (хотя, как и в прошлом, и по
сей день не перевелись сторонники этого способа избавления от евреев), но и -
ассимиляцией, растворением в среде обитания.
Очень убедительно высказывается по этому поводу английский ученый Йонатан
Миллер. «Евреи должны не оставлять попыток ассимилироваться, - говорит он. - Я
думаю, что ассимиляция
- лучший выход
для всех. Если, конечно, вы не принадлежите к «ортодоксам», которые упрямо
считают, что их обязанность - продолжение еврейского рода. Но, быть может,
единственная цель их приверженности к еврейству состоит в том, чтобы
помолиться за
души убитых, когда нагрянет еще одна Катастрофа…».
Многим такая логика может показаться неоспоримой. Нет евреев - нет
антисемитизма. И действительно, значительная часть евреев в течение последних
двух столетий следовала рекомендациям господина Миллера, отказываясь от
еврейской традиции, меняя имена, вступая в браки с неевреями, переезжая из
еврейских районов в другие, более престижные
кварталы со
смешанным населением, изо всех сил стараясь стереть, затушевать различия.
К счастью, далеко не все евреи имеют «ассимиляционные» настроения. И нет
ничего обидного для американцев других национальностей в том, что представители
еврейского народа выполняют законы Торы и сохранение народа для них - высокий
идеал и цель, к которой нужно стремиться всеми возможными способами.
Давайте обратимся к статистике. В настоящее время (учетный период начинается
с 1996 года) количество смешанных браков составляет приблизительно 47 процентов.
В 70х годах этот показатель составлял всего 28 процентов. По результатам опроса,
проведенного Американским еврейским комитетом, 33 процента детей, рожденных в
смешанных браках, воспитывались в христианских традициях; другим 25-ти процентам
детей пытались привить и еврейский, и христианский образ мышления (то есть эти
25 процентов детей воспитывались условиях полной «идеологической» неразберихи).
Еще 24 процента детей воспитывались вообще без какой бы то ни было религиозной
ориентации.
Теперь приведем несколько более масштабных цифр.
На земле проживают приблизительно два миллиарда христиан, более одного
миллиарда мусульман, 900 миллионов индусов… Еврейское население планеты
исчисляется 14 миллионами, и эта цифра постоянно уменьшается. Еврейская «не
ортодоксальная» женщина Америки имеет меньше детей, чем средняя американка. И
поэтому нынешние показатели смертности еврейского населения Соединенных Штатов
превышают показатели рождаемости.
Исследования демонстрируют, что в смешанных браках между супругами, которые,
даже если и не осознают этого, не имеют общих целей и ценностей, нет прочной
духовной связи. А в результате уровень разводов в таких семьях гораздо выше, чем
в традиционных, еврейских. Дети, рожденные в смешанных браках, как правило,
затрудняются в самоидентификации и нередко попадают в категорию «проблемных»
детей…
Давайте спросим себя: неужели кто-то заслуживает осуждения только за то, что
не скрывает своей заинтересованности в сохранении еврейского народа ?
В самом деле. Как такая заинтересованность господина Абрамса может повредить
его деятельности на посту советника президента по вопросам Ближнего Востока?
Наоборот, если учесть те особые отношения, которые сложились между Америкой и
Израилем, если рассматривать этот вопрос с позиций обязательств Соединенных
Штатов перед еврейством и еврейским государством, было бы, пожалуй, неправильно
предлагать эту должность, «нейтральному» по отношению к еврейским проблемам
человеку.
Так что тем, кто с достойным лучшего применения рвением раздувает скандал
вокруг нового назначения господина Абрамса, стоит поискать для этой цели другие,
более подходящие объекты, а советника президента по вопросам Ближнего Востока -
оставить в покое. Ибо их пустая возня лишь мешает ему в решении важных
государственных задач.
Религиозные убеждения Абрамса и Либермана - не фанатизм, но -
проявление
честности, принципиальности, верности идеям, целеустремленности. Именно такие
лидеры и нужны Америке…
Газета Форвадс (Нью-Йорк)
Раввин Ави Шафран ,
пресс-атташе еврейской организации Агудат Исраэль (США)
|