Подобные вопросы нередко задают те, кто усматривает в пожеланиях потенциальных
работодателей дискриминацию по какому-либо признаку. В данной ситуации мы имеем
дело с двумя аспектами проблемы. С одной стороны, возникает вопрос —
действительно ли требование, чтобы работник учреждения жил в городе, где это
учреждение находится, следует считать дискриминацией? С другой — допустим ли
обман, даже если эта претензия работодателя незаконна?
Есть много законов, запрещающих дискриминацию на основе данных, непосредственно
не связанных с предлагаемой работой. В большинстве цивилизованных стран
наказуема, например, дискриминация по расовому и половому признакам. В некоторых
— можно привлечь к ответственности работодателя, который не принимает на работу
замужних женщин или, как в нашем случае — тех, кто живет за пределами
населенного пункта, в котором расположено его предприятие.
Предположим, человек, претендующий на вакантное рабочее место в фирме, живет в
регионе, где нежелание брать на работу «иногородних» считается нелегальным.
Какие права он приобретает, благодаря этому обстоятельству?
В еврейской традиции существует принцип, выраженный словами царя Давида,
обращенными к Всевышнему: «С тем, кто чист сердцем, поступаешь ты чисто, со
строптивым – строптиво» (Танах, вторая книга Шмуэля, гл. 22, ст. 27).
Однако мы, пользуясь этим принципом, обязаны помнить, что он, данный принцип,
имеет определенные границы.
Начнем с правила, обуславливающее наше поведение с честным работодателем,
который строго придерживается существующих законов. Оно запрещает нам лгать или
позволять себе высказывания, которые способны ввести его в заблуждение.
Об этом прямо говорится в Талмуде (трактат Хуллин, лист 94) словами
Шмуэля
(великий Учитель Талмуда первого поколения; 3-й век), который сказал: «Нельзя
вводить людей в заблуждение. Сбивать с толку запрещено даже идолопоклонников».
В связи с этим в Талмуде рассказывается история о том, что Шмуэль рассердился на
своего слугу и наказал его за то, что тот отблагодарил нееврея-паромщика за
услугу трефной курицей (см. на сайте
обзор листа 94 трактата
Хуллин).
Неевреи в Вавилоне не соблюдали законы кашрута, но очень ценили, если евреи
угощали их кошерной едой.
Поэтому еврейский слуга не должен был обманывать
ожидания паромщика. Даже если слуга и не убеждал паромщика, что курица была
кошерной, паромщик, тем не менее, «по умолчанию» полагал, что подношение от
еврея — кошерно. Поэтому слуга, чтобы не обмануть ожидания паромщика, был обязан
сказать ему, что курица — трефа.
Тот же принцип распространяется и на отношения между работником и работодателем.
Если у работодателя есть основания полагать, что у работника есть нужная для
работы квалификация (или, скажем, качество), а на самом деле у работника ее нет,
он по закону Торы не должен производить ложное впечатление, подтверждающее
иллюзию.
Однако в рассматриваемом нами в начале статьи случае работодатель выдвигает
необоснованное, нелегальное требование. Фактически, ущемляя права других людей,
что, по существующим в нашей традиции правилам, делать запрещается. Подобные
ситуации тоже обсуждаются в Талмуде (см. на сайте, к примеру,
обзор листа 60
трактата Бава Мециа).
Далее в том же листе приводится обсуждение, в результате которого Учителя
выводят запрет на обман, в том числе, и такой, когда человека вводят в
заблуждение. В частности, здесь сказано, что нельзя «наводить лоск» на не новый
товар до такой степени, чтобы покупатель подумал, что
он новыйВВ или не заметил
имеющийся в нем дефект (см.
там же).
То же касается и людей. Человек, устраиваясь на работу, может слегка
«приукрасить» собственные качества, но не настолько, чтобы работодатель отметил
в нем черты, которых у него нет.
В Талмуде рассказывается и другая история. Пожилой человек, пожелав, чтобы его
взял в рабы определенный покупатель, перед осмотром «живого товара» покрасил
себе волосы на голове и бороду, чтобы казаться моложе. Его желание исполнилось.
Но когда краска смылась, покупатель обнаружил, что приобретенный им раб так
стар, что не справится с теми обязанностями, для выполнения которых ему нужен
был работник. Более того, в договоре о приобретении этого раба его новый хозяин
взял на себя обязательство содержать раба и заботиться о нем, когда тот
состарится.
Это — классический пример обмана, когда хозяина ввели в заблуждение.
Означает ли это, что при найме на работу соискатель вакантной должности перед
интервью не имеет права покрасить волосы, чтобы выглядеть моложе своих лет?
Волосы перед интервью, стараясь казаться моложе, покрасить разрешается, —
ответил на этот вопрос рав Моше Файнштейн (один из крупнейших «законодателей»
20-го века в области соблюдения заповедей Торы; умер в Нью-Йорке в 1986 году). —
Но лишь в том случае, если это — не обман, если человек правильно оценивает свои
возможности и знает, что способен выполнять обязанности наравне с коллегами
моложе его.
Делая такой вывод, рав Файнштейн ссылается на закон, запрещающий дискриминацию
по возрастному признаку — если известно, что в данной трудовой сфере немолодой
претендент на должность может прекрасно справляться с порученным ему фронтом
работ. Однако, — подчеркивает он, — явная ложь запрещена. То есть в резюме
соискатель должен указать точную дату рождения, не скрывая, сколько ему лет.
В самом деле. К примеру, многие женщины красят волосы. И у работодателя нет
никаких оснований предполагать, что пришедшая на интервью обладательница
жгуче-черных волос сделала это специально для него, чтобы он подумал, что она
моложава и вполне работоспособна. Да, производить ложное впечатление —
запрещается. Но это — не тот случай. Чтобы ее приняли на искомую должность,
женщине следует убедительно доказать, что она сможет выполнять вверенные ей
обязанности и работать столько, сколько понадобится. Ведь именно это интересует
работодателя.
Но вернемся к нашей ситуации.
Каждый работодатель, размещая объявление о найме новых сотрудников, рассчитывает
найти людей, которые будут максимально отвечать его требованиям. Приписка
«только для жителей такого-то города», скорее всего, отражает особенности
обстоятельств, сложившихся в данной фирме. Вполне вероятно, процесс работы
требует, чтобы все сотрудники оказывались на местах точно в назначенное время, а
если надо — оставались и работали дольше.
Если иногородний увидел такое объявление, и предлагаемая работа соответствует
его интересам, специализации, образованию и имеющемуся у него опыту, он вправе
предложить себя этой фирме. При необходимости, чтобы его вызвали на интервью, он
может указать в своем резюме другой адрес и телефон (координаты друга,
«местного» жителя). Но в ходе интервью, на прямой вопрос о месте жительства, он
должен ответить правду. Лгать тут нельзя.
Чтобы получить должность, этому человеку остается убедить потенциального
работодателя в том, что он сумеет добираться на работу вовремя, а если
понадобится — будет оставаться допоздна. Так же, как любой «местный».