Открывая собственный бизнес еврей обязательно задумывается над тем
Открывая собственный бизнес еврей обязательно задумывается над тем, как оценить
свою конкурентоспособность, не нарушая при этом предусмотренных еврейской
традицией этических правил. Об этом и пойдет речь в этой статье...
КАК РАЗВЕДАТЬ СИТУАЦИЮ, НЕ ОБМАНЫВАЯ
Раввин Ашер Меир,
д-р
экономических наук
Меня часто спрашивают:
можно ли, чтобы оценить свою конкурентоспособность на определенном рынке,
представиться, скажем, потенциальным покупателем или инвестором и выяснить
уровень цен и состояние бизнеса в интересующей меня области?
Для потребителей
конкуренция — несомненное благо, ибо она стимулирует компании к улучшению
продукции и стремлению ее продавать за, насколько это возможно, низкую цену.
В Талмуде сказано:
«Соревнование среди Учителей преумножает мудрость» (трактат Бава Батра,
лист 21). Этот принцип верен и для других сфер человеческой жизни.
Однако, конкуренция на
рынке — как на игровом поле — должна быть честной. В противном случае, теряют
все. Поэтому при симуляции фиктивного бизнес-предложения возникает ряд этических
проблем.
Наиболее серьезная из них
— обман. Ведь фиктивное бизнес-предложение — трюк, с помощью которого бизнесмен
вынуждает своих конкурентов раскрыть информацию, которую они предпочли бы
сохранить в секрете. Еврейская традиция называет это — гнейват даат ( в
буквальном переводе на русский язык — «кража доверия», то есть —«злоупотребление
доверием»). Выяснение необходимой информации таким способом едва ли лучше взлома
оффиса и захвата документов с ценами. Кроме того, следует иметь в виду, что
конкурирующая фирма, чтобы подготовить ответ, в ущерб себе, затратит время и
усилия.
Не стоит также забывать,
что фиктивное предложение — откровенная ложь, а Всевышний требует от нас правды.
Действительно, в бизнесе
часто приходится поддерживать определенный уровень секретности. И это вполне
легитимно. Сохранение в тайне от конкурента конфиденциальной информации и
намеренная ложь — две совершенно разные вещи.
И последнее. Когда
бизнесмен предлагает сделку потенциальному покупателю, то он (или она) надеется,
что сделка состоится... Конечно, это вовсе не означает, что поинтересовавшись
ценой, каждый обязан купить эту вещь у торговца. С этической точки зрения, нет
ничего дурного в том, что, отыскав место, где она стоит дешевле, человек делает
покупку там. Но, предположим, речь идет о приобретении партии товара, и
обсуждаются сроки поставки. Тут даже чувство обыкновенной справедливость
подскажет вам, что необходимо предоставить поставщику вполне реальный шанс
осуществить сделку. В противном случае, вы станете причиной его огорчений и
разочарований. Выясняя детали и не собираясь при этом покупать, вы сеете пустые
надежды.
Но как же тогда
просчитать конкурентоспособность в собственном бизнесе? Как получить
интересующую информацию о конкретном конкуренте?
Один из возможных
вариантов — поговорить с его постоянным клиентом. Насколько это этично — зависит
от того, какой договор заключен между этим конкурентом и его клиентами. Если в
договоре есть пункт, обуславливающий запрет на разглашение информации о данном
бизнесе третьей стороне, расспрашивать клиента нельзя. Тот, кто склоняет
человека к пренебрежению условиями заключенного соглашения, нарушаете закон Торы
— «Не ставь препятствия перед слепым» (Ваикра, гл. 19, ст.
14), ибо, нарушив данное слово, он духовно «споткнется», а получивший информацию
станет тому причиной.
Другой вариант — сделать
приобретение. В этом случае можно честно получить нужную информацию о
конкурентах.
Положим, вы намереваетесь
открыть галантерейный магазин. Решитесь на покупку, например, шляпы. Сделав
определенное количество сравнительных покупок, вы узнаете то, что хотите
узнать.
Но даже в этом случае,
будьте осторожны — не допускайте этических ошибок, о которых мы только что
говорили.
Чтобы избежать обмана и
не доставить огорчений, просто скажите торговцу, что Вы хотите проверить цены в
нескольких местах, чтобы сделать наиболее выгодную покупку. Большинство
покупателей, перед тем, как сделать окончательный выбор, проверяют цены хотя бы
в двух-трех местах.
Если Вы собираетесь
провести глубокое исследование данного рынка, поставьте об этом в известность
продавца. Пусть он сам решит, стоит ли ему прилагать усилия в попытке сбыть вам
товар. Более того, необходимо ограничить свое исследование определенным видом
товара. Несправедливо требовать от продавца, чтобы он показал вам все, что у
него есть, оставляя ему, чтобы продать вам какую-то одну вещь, всего один шанс
из десяти.
Будьте честными, не
сочиняйте истории, не имеющие отношения к действительности. Например, не нужно
намекать, что вы ищете кому-то подарок на день рождения (даже если вы
действительно хотите шляпу подарить, это ведь — не основная ваша цель).
Конечно, желательно, хотя
бы к концу дня, сделать приобретение.
Успех в бизнесе подчас
зависит от умения держать в секрете нужную информацию. Поэтому никто не обязан
ставить в известность потенциальных конкурентов о своих планах открыть
аналогичный бизнес. Но уважайте и их право на тайну информации, которую они
могут открыть только и в самом деле серьезному потенциальному покупателю.
Jewish World
Review
Раввин
Ашер
Меир,
в
прошлом советник по экономическим вопросам при администрации Рейгана,
в
настоящее время — директор Центра Деловой Этики
при
Иерусалимском Технологическом Колледже.
|