Компьютеризация безгранично расширила наши возможности
Компьютеризация безгранично расширила наши возможности.
Сегодня, к примеру, студенту совсем не обязательно корпеть над курсовой работой.
Несколько щелчков мышкой выудят для него из интернета готовый, добротно
сработанный труд.
Существует и обратная связь: учащиеся получают шанс отправлять на сайты,
собирающие такие работы по самым разнообразным темам — свою, добытую
собственными усилиями и оцененную педагогами. И это для многих — способ
подработки.
Но тут возникает принципиальный вопрос: как выглядит использование таких услуг с
этической точки зрения, как рассматривает это еврейская традиция?..
ПЛАГИАТ — В АКАДЕМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Ашер Меир
Допустим, студент находит на сайте готовую курсовую, чужую, подчеркнем,
работу и выдает ее за свою. Чтобы квалифицировать этот поступок, достаточно
задуматься над тем, что составляет основу академической системы обучения.
Известно, что это — двусторонний процесс. С одной стороны, студент усваивает
знания, с другой — качество и уровень его знаний оценивается специалистами
(педагогами). И получается, что в нашем случае педагоги лишены возможности
объективно оценить достижения студента. Иными словами, любой плагиат подрывает
всю академическую систему.
Рав Моше Файнштейн (один
из авторитетнейших в области ѓалахи Учителей; родился в России, умер в
Нью-Йорке; вторая половина 20-го века)
подчеркивал, что даже списывание в школе не просто вводит в заблуждение
учителей, но считается одной из форм кражи. В этом контексте очевидно,
что представленная для оценки чужая работа (из интернета) — тоже кража. И в
самом деле. В будущем такой студент может получить должность, которая
предполагает знание определенных дисциплин, и работодатель, рассчитывая, что
человек, имеющий соответствующий диплом, хорошо ориентируется в данной области
техники или науки, начисляет ему зарплату, положенную специалисту такого уровня.
Если же диплом получен отчасти обманным путем, то и зарплата, по сути —
украдена.
В этой проблеме следует выделить и другой этический аспект. В образовательной
системе существуют определенные академические правила, которым на равных должны
подчиняться все учащиеся. Так вот одно из правил — категорический запрет на
плагиат.
В этой связи, кстати сказать, возникает и вопрос, этично ли продавать сайтам
учебную работу,
созданную
собственными
усилиями. Аморальной подобную практику не назовешь, но, строго говоря, если
известно, что она служит, чтобы освободить кого-то от предусмотренного учебным
планом труда, это — все же нарушение общих, действующих в академической системе
правил.
Впрочем, проблема — когда сам человек плодами чужого труда не пользуется, но
фактически помогает это делать другим — гораздо сложнее и тоньше, чем может
показаться, на первый взгляд.
Есть несколько вполне убедительных аргументов, свидетельствующих в пользу
такого
способа “продажи
интеллекта”.
Во-первых, многие люди открывают такие сайты, чтобы почерпнуть идеи или найти
ссылки на источники, которые могли бы им пригодиться для самостоятельной работы
(хотя и это с позиций академических правил в какой-то степени — проблематично).
Рассматривая свое участие в формировании подобных сайтов с этой точки зрения,
можно как будто бы снять с себя всякую ответственность за то, что кто-то, кто
лишен твердых моральных убеждений и не разборчив в средствах, представит твою
курсовую как собственную.
Во-вторых, человек, привыкший во всем полагаться на себя, может решить, что
проблема плагиата его не касается. Ну, не отправит он на сайт свою работу. Что
изменится? В архиве данного сайта и без нее материалов достаточно.
Все это действительно так. Однако еврейский закон рассматривает три разных
уровня участия в нарушении.
Первый уровень — когда человек делает нарушение возможным. Это — не наш
случай, поскольку в незаконном деле участвует множество людей, и каждая,
отдельно взятая личность за плагиат ответственность не несет.
Второй уровень, который мы называем “соучастием в нарушении”.
Корректность применение этого термина к определенной ситуации зависит от многих
обстоятельств, таких, например, как вероятность того, что конкретная работа
будет использована в рамках разрешенного. На деле, думается, следует считать,
что шансов на это — предостаточно. Ведь даже беглый, поверхностный взгляд на
такого рода сайты показывает, что материалы в них тщательно подготовлены для
того, чтобы приобретающий их студент, мог выбрать то, что ему нужно, без особых
хлопот. Один из таких сайтов, к примеру, прозрачно намекает, что
плагиат вообще-то —
вещь нелегальная, но “в определенных случаях” — вполне легитимная. Есть, кстати,
и такие, где открыто предлагают услуги по “персонализации” структуры и стиля
работы под “Ваши пожелания”, что явно рассчитано на студентов, жаждущих получить
готовый, оформленный текст.
Третий уровень носит название — “попустительство нарушению”. Это как раз
такой случай, когда люди делают вид, что “нарушение формально — в рамках
законности”. Факт, что сайты такого рода — анонимны, в значительной степени
уменьшает проблему. Если Вы хотите использовать один из “проблематичных” сайтов
для вполне законных целей, Вы можете сделать это без видимого попустительства
незаконным пользователям.
Академические правила, регламентирующие учебный процесс, требуют от студентов
соблюдения этических норм. Но и преподавателям учебных заведений следует делать
все, что зависит от них, чтобы не создать ситуацию, когда студенты,
демонстрирующие только собственным трудом добытые знания, оказываются на
положении “отстающих”. В связи
с этом позволю себе дать
педагогам несколько советов:
1. Подбирайте темы курсовых работ таким образом, чтобы студенты были
вынуждены проявить нестандартность мышления. Нетрудно предположить, что, скажем,
тема “Концепция природы в произведении Шекспира “Король Лир” может
спровоцировать у “морально неустойчивых студентов” желание порыться в интернете.
Ту же тему можно сформулировать иначе — предложить студентам, к примеру,
сравнить концепцию природы в различных пьесах Шекспира, включая менее известные.
2. Измените общепринятые правила построения курсовых работ. Введите
дополнительные нестандартные требования.
3. Перед тем, как собрать курсовые работы, проведите устный экзамен по теме —
чтобы убедиться, что студенты действительно владеют материалом...
д-р Ашер Меир
раввин, один из руководителей Центра деловой этики
при Иерусалимском технологическом колледже
Преподавал в Гарварде, имеет степень доктора в области
экономики
Автор многих статей о современном бизнесе, еврейском праве,
экономике
|