…Все начиналось с вежливых, вполголоса заданных вопросов. Коллега поближе
подсаживался ко мне, улыбался так, будто собирается поделиться со мной каким-то
очень важным секретом, оглядывался по сторонам и полушепотом говорил:
Я заметил, ты носишь… это на голове.
Ты имеешь ввиду — кипу? – спокойно отзывался я, заглаживая его неловкость.
— Ну да! — подтверждал он, кивнув головой. — Кипа… Так ты что же… ну, сам
знаешь, религиозный?
«Ну, в самую точку», — не без ехидства думал я. А вслух, растянув губы в
улыбке, отвечал:
— Да, я действительно религиозный еврей.
В это мгновение лицо собеседник, как правило, озаряется очевидным
удовлетворением, как будто ему достался последний пряник на семейном обеде.
— Я так и знал! — восклицает он. — Так, значит, тебе нельзя, э-э, есть
свинину, пока раввин ее не благословит?..
И далее следует вопрос за вопросом — один «лучше» другого. Вот во что
превратилась моя жизнь с тех пор как я лет пять тому назад, решил носить кипу не
только дома, но и на работе. При том, что я — единственный религиозный еврей во
всей нашей довольно крупной корпорации. И это, если выразить мои ощущения одним
словом — непросто.
Решение носить кипу всюду, не снимая, навсегда и кардинально меняет вашу
жизнь. Вы не можете больше возмущенно кричать на нарушителей правил движения на
дорогах. Вы не можете положить в свой карман деньги, если вам по ошибке дали
больше, чем положено. И, разумеется, не можете «поедать глазами» хорошеньких
женщин на улице. Потому что отныне вы уже — не «подпольный» еврей, замешавшийся
в толпе. Вы вышли из укрытия и теперь — у всех на виду. По вашему поведению
судят о законах Торы. Бездумно оброненное слово может дискредитировать еврейское
мировоззрение в глазах нееврея на всю его жизнь.
Но вернемся к положению еврея в кипе — на работе. Когда вы входите в офис,
люди больше не воспринимают вас как просто коллегу, который явился на место
службы. В моем случае, например, они отмечают про себя, что вот в офис вошла «светловолосая,
двухметрового роста, громадная кипа». Если и раньше я старался избегать стычек с
сотрудниками и клиентами, то теперь я должен быть осторожнее вдвое.
Впрочем, иногда кипа, когда ты — «общепризнанный» еврей, оказывается и весьма
полезной. Например, мой друг решился, наконец, носить на работу кипу как раз
где-то за пару дней до важной деловой встречи с крупным и очень перспективным
клиентом. Во время переговоров президент компании неоднократно заглядывал в
конференц-зал, где происходила эта встреча, и пристально разглядывал кипу на
голове моего друга. «Ну, все! — подумал мой друг. Карьере — конец. Начальство,
как видно не любит евреев». Но случилось непредвиденное. В какой-то момент
президент вошел в конференц-зал и, обращаясь к клиенту, сказал:
— Если этот парень пытается вам что-то продать — покупайте смело! Тем, кто
носит эту штуку на голове, всегда можно доверять...
Объяснение с начальником — задача не из приятных. Но оно многое прояснит и
для тебя самого. Соблюдение законов субботы занимает в религиозной еврейской
жизни центральное место. Когда вы идете против течения, нарушаете нормы компании,
вам необходимо спросить себя: а для чего я это делаю? Что в жизни — главное, и
что имеет второстепенное значение? Ради чего я готов пожертвовать всем?
Перед тем, как мне в первый раз пришлось обсуждать со своим начальником
проблемы с субботой, я очень нервничал. А что если он не согласится на
выдвинутые мной условия? Что мне тогда делать? Увольняться?
Обдумывая
предстоящий разговор, я вспоминал рассказы людей, переживших Катастрофу — о том,
как они рисковали жизнью, храня в бараке концентрационного лагеря молитвенник, о
том, как они, рискуя головой, читали благословения и молитвы. Любого еврея,
застигнутого за подобным занятием, фашисты расстреливали, не утруждая себя
предупреждениями. Но людям, которые верили в Творца, важно было выполнять
заповеди. И ради этого они, несмотря ни на что, нарушали заведенный нацистами
порядок.
Благодаря этим мыслям я «расслабился». И предстоящий разговор с начальством
перестал казаться мне «катастрофическим». Если наши отцы и деды ради служения
Всевышнему действительно рисковали всем, то о чем говорить нам, их наследникам,
живущим в 21-м веке, если «на кон» поставлено всего лишь конкретное место службы.
Большей частью, подобные переговоры с менеджерами проходили успешно. Иногда
даже возникали дружественные дискуссии на религиозные темы. Впрочем, несколько
раз я получал уклончивый: «Хорошо, я проверю, что говорится об этом в уставе
компании»… В какой-то момент в процессе таких обсуждений я отчетливо осознал:
как бы то ни было, сегодня меня это уже не слишком трогает. Во имя исполнения
заповедей Всевышнего я готов пожертвовать карьерой. Если вам сделанный мной
вывод покажется глупым, подумайте вот о чем. Откуда, в конечном счете, берутся
наши доходы? Кто дает нам материальное обеспечение. Компания или — Всевышний?..
Так кому же тогда следует хранить верность? Конечно же, прежде всего — Творцу.
Быть религиозным евреем в Америке — задача не из легких. Но она несет в себе
множество возможностей. К примеру, вы можете поставить перед собой цель —
наглядно продемонстрировать окружающим, какое благотворное влияние оказывает на
человека Тора. И сами при этом получаете высокую награду: работая над собой,
совершенствуясь, вы становитесь лучше. Ведь вы должны воплотить себе образ,
олицетворяющий идею, которую вы несете людям.
Готов побиться об заклад: если вы будете единственным представителем
религиозного еврейства в своей компании, вам бесконечно будут задавать вопросы.
Не надо этого бояться. Просто научитесь правильно отвечать на них. Чтобы
окружающие, кроме всего прочего, не подумали бы, что евреи и сами не разбираются
в собственной традиции. Поэтому необходимо постоянно учиться, изучать Тору и
законы еврейской жизни.
Через наши знания и поведение мы можем влиять на мир, вносить свою лепту в
выполнение миссии, осуществить которую доверил Творец еврейскому народу. И эта
миссия — исправление мира…