Мне кажется, что многие родители,
отговаривая детей от брака с неевреями,
используют обычно недостаточно
убедительные доводы. Говорят, например, что
евреи отличаются от неевреев, и эта разница
помешает создать настоящую гармонию в
браке. Это - «клановый» подход к проблеме. И
чаще всего, эффект от аргументов такого
рода - прямо противоположный. Эта
аргументация увела от наших корней, нашего
наследия немало людей. В том числе, и моих
родителей.
Неубедительным считаю и другой довод: мол,
евреи предыдущих поколений страдали и
умирали, жертвовали жизнью, но не предавали
свое еврейство. Аргумент - «это убьет твою
бабушку или маму» - всего лишь его
разновидность. Подобные аргументы, в лучшем
случае, порождают чувство вины, но желаемых
результатов не приносят: если мои предки во
что-то верили, это никоим образом не
означает, что и я должен верить в то же самое.
Более того. Такие разговоры дают молодому
человеку понять, что еврейство и связанные
с ним обязательства - тяжелая, а иногда -
мучительная ноша, которую, как почему-то
считает старшее поколение, необходимо
принять против воли и желания.
Третий довод в списке «не достаточно
убедительных» - брак с неевреем содержит в
себе угрозу для сохранения еврейской нации.
Это, действительно, так. Но молодой человек
может вам на это ответить: «Ну и пусть! Ради
сохранения нации не хочу жертвовать
собственным счастьем».
Вступление в брак, конечно же - личное дело
каждого. Однако, чтобы молодой человек
осознал, что выбор спутника жизни для него
ограничен, необходимо объяснить ему, почему
женитьба на евреейке (замужество с евреем) -
в его интересах.
Шелдон влюблен в Марию. Он убежден, что,
наконец, нашел ту, которую так долго искал.
Мария выглядит гораздо более современной,
чем та еврейская девушка, с которой Шелдон
встречался раньше. Он совершенно уверен,
что должен жениться на Марии. Ведь нет
ничего важнее настоящей любви.
Есть ли другие факторы, кроме любви,
которые стоит рассматривать, принимая
решение вступить в брак? Разумеется, есть,
даже если речь не идет о женитьбе на
нееврейке. К примеру, далеко не каждый
мужчина захочет связать судьбу с женщиной,
которая не хочет иметь детей.
Любовь, несомненно - очень существенный
повод для свадьбы. Но - не единственный.
Многие люди в поиске пары принимают в
расчет интересы и жизненные цели
избранницы (избранника). Шелдон и Мария тоже
думают об этом - на свой, «современный лад».
Но браки с неевреями сегодня настолько
общеприняты, настолько распространены, что
на принадлежность к разным национальностям
они не обращают внимания. Им кажется, что у
них одинаковые устремления. То, о чем
говорит Шелдону мать - вопрос религии. А
наши молодые - не религиозны. Что же
касается обычаев, какой-то особой еды…
Фаршированную рыбу готовить и Мария может
научиться…
Поставим вопрос принципиально: что в
иудаизме такого, что еврейский юноша (еврейская
девушка) в поиске партнерши для брака
должен исключить 99 процентов женской
половины человечества?
Выживание евреев - не просто этническая
проблема, это - проблема моральная, потому
что евреи - не только этническая группа, но и
моральная сила. Союзом, заключенным между
Всевышним и Авраамом - союзом, на котором
была поставлена окончательная печать на
Синае - с получением Торы, мы, евреи,
подтвердили важность и приверженность
особой, являющейся уникально еврейской
концепции совести и морали. Мы дали миру
концепцию универсального образования и
права на справедливый суд. Мы научили мир,
что и короли обязаны соблюдать закон, как
все смертные, что закон должен защищать
обездоленных и слабых.
Многие столетия цивилизованное
человечество считало войну благородным и
достойным делом, а евреи еще 3000 лет назад
призвали человечество - «перекуем мечи на
орала!».
В прошлом и до наших дней еврейский народ
удивлял непропорционально большими, по
сравнению с другими народами, размерами
благотворительности.
Именно в еврейской среде на протяжении
всей еврейской истории другие народы
всегда отмечали особую чувствительность к
вопросам социальной справедливости.
Унаследовал эту «чувствительность» и
современный Израиль.
Разумеется, я не хочу сказать, что только
евреи руководствуются высокими моральными
принципами. Многим другим людям мира эти
принципы тоже важны. Однако отличие в том,
что для евреев это - признаки национальной
самоидентификации, ибо эти поведенческие
нормы даны им Всевышним в Торе.
Эта уникальная ситуация, в которой
оказались евреи, породила уникальную
ненависть к ним. Гитлер говорил: «Борьба за
мировое господство идет между мной и
евреями. Остальное - несущественно. Евреи
нанесли человечеству две раны: обрезание на
теле и совесть на душе. Я призван освободить
человечество от этих пут и цепей».
И вот Гитлера нет, а евреи выжили. И это
свидетельствует, что, несмотря на все
страдания, которые принес евреям
антисемитизм, нечто «подпитывало» нас в
трудные времена, как и на протяжении многих
столетий, что усилия евреев, сохраняющих
традицию своего народа - щедро оплачены.
Если еврей вступает в брак с нееврейкой (или
еврейка - с неевреем), это означает, что он,
обедняя себя, отказывается от основ,
определяющих саму сущность еврейского
народа, от стремления к идеалам, которые
находят свое выражение в Торе, а Тора
запрещает браки с неевреями (см. в книге Дварим,
гл. 7, ст. 3). Если еврей решил для себя, что
женится только на еврейке, значит, он выбрал
правильный, пусть и не всегда легкий, путь.
Тем самым он доказывает верность идеалам
своего народа и принимает на себя участие в
выполнении общей миссии, которая дана
евреям Всевышним, стремится выполнить свое
предназначение. Вопрос ставится именно так.
Очень важно отметить: человек не должен
делать свой выбор, не имея представления об
обязательствах, взятых на себя нашими
праотцами, не обладая, пусть даже - самыми
элементарными, знаниями еврейской традиции.
А понять это можно, только изучая Тору,
потому что Тора - тот корень, из которого
произрастает все дерево.
Необходимо донести до сознания молодых
людей, что они должны попытаться оценить
сокровище, которое дано им от рождения,
прежде чем расстаться с ним навсегда…