Предлагаем вниманию посетителей сайта
историю
Предлагаем
вниманию посетителей сайта историю, в
которой рав Авраам Тверский рассказывает,
что такое истинная радость...
НЕ ПРОСТО ИСТОРИИ
РАДОСТНОЕ ПРОЩАНИЕ
Рав Авраам Тверский
Радовать жениха и невесту во время
свадьбы — особая заповедь в еврейской
традиции. Талмуд прославляет тех, кто
старается доставить радость новобрачным, и
строг с теми, кто не делает этого (Брахот,
6б).
Почему эта мицва (заповедь) так
важна?
Потому что совместная жизнь, в
которую эта пара вступает, настолько трудна,
что нужно, по крайней мере, дать ей
позитивное начало. Пусть у них будет точка
отсчета высшей радости, когда они впервые
соединились в браке. Может быть, это поможет
им преодолеть все неприятности, которые
ожидают их в будущем.
Каббалисты добавляют к этой мицве
другое измерение. Поскольку отношения
Всевышнего и Израиля уподобляют отношениям
между мужем и женой, мы хотим усилить
радость этого духовного союза. Каждый день,
когда мы читаем символ нашей веры Шма,
Исраэль, провозглашая нашу веру и
верность Творцу, мы как бы возобновляем
наши брачные обеты Создателю. И, как верный
“супруг” Израиля, Он поддерживает нас и
защищает, как полагается мужу.
Талмуд рассказывает нам, как
великие мудрецы радовали молодых. Гилель
пел восхваления невесте, как она прелестна
и красива, чтобы сделать ее желанной для ее
мужа (Ктубот, 17а). Рав Шмуэль
танцевал перед парой с миртовыми ветвями.
Когда он умер, — говорит Талмуд, — небесный
огонь в форме миртового куста окружил его
похоронные носилки (там же).
Многие учителя прикладывали все
силы для исполнения этой заповеди. Если
жених и невеста были бедными, они собирали
деньги, чтобы они могли оборудовать свой
дом, и активно участвовали в подготовке
свадьбы и последующих свадебных праздников.
Если юные были сиротами, — побуждали членов
общины приготовить свадьбу так, как будто
это были их собственные дети.
Но даже среди тех, кто стоял выше
обычного уровня, есть выдающиеся люди.
Например, рав Моше Лейб из Сасова. Он был
известен своей несравненной любовью к
евреям. Хотя многие знают эту классическую
историю о раве Моше Лейбе из Сасова, все-таки
стоит ее повторить.
В дни, предшествующие Рош а-Шана и
Йом Кипуру, когда евреи встают перед
рассветом, чтобы прочесть особые молитвы о
прощении, рава Моше Лейба почему-то не было
в синагоге. Некоторые скептики в общине
говорили, что ребе любит поздно вставать. Но
другие возражали:
— Нашего ребе нет в эти часы,
потому что он каждое утро совершает
духовное восхождение на Небеса,—
утверждали они.
Один из скептиков, уверенный, что
ребе не восходит на Небо, тем не менее, не
думал, что он просто допоздна спит. Не такой
у ребе был характер. И решил этот человек
удовлетворить свое любопытство, выяснить,
почему ребе не приходит на ранние службы.
Встал он, когда было еще темно, и отправился
шпионить за ребе.
Посмотрел в окно его дома и видит: ребе
переоделся в дровосека, взял тяжелый
топор и пошел в лес, рядом с деревней. Его
любопытство усилилось, он крался позади и
увидел, что ребе сбивает сучья и связывает
их в связки. С кучей хвороста на спине ребе
пошел к окраине деревни. “Шпион” — за ним.
Затем ребе постучал в дверь
маленькой хаты.
— Войдите,— ответили ему.
Когда дверь открылась, “шпион”
увидел старую женщину, лежащую на кровати в
доме, где совершенно не было мебели.
— Я принес тебе дров, — сказал ребе.
— Я
бы купила у тебя дрова, — сказала женщина, —
но у меня совсем нет денег.
— Это ничего,— сказал ребе, — я
тебе верю. —- Если не можешь заплатить
сейчас, заплатишь потом
Но что мне толку от этих дров? —
спросила женщина. — Я так слаба, что нет сил
встать и растопить печь.
— Мне нетрудно сделать это, —
сказал ребе.
Он растопил печь. Стоя под окном, “шпион”
услышал, как ребе произносит утренние
молитвы о прощении, подкладывая дрова.
Когда пламя хорошо разгорелось, ребе открыл
сумку, которую принес с собой, и сказал:
— Здесь немного молока и яиц для
тебя, немного хлеба и печенья, которые
испекла моя жена, — и положил еду рядом с
кроватью женщины.
А потом ребе вышел из хаты,
вернулся домой, переоделся и пошел в
синагогу, когда вся община уже закончила
особые молитвы.
Позже скептик, наблюдавший за ребе,
сказал остальным:
— Вы ошибались, когда говорили, что
ребе каждое утро восходит на небеса. Он
восходит еще выше.
Рав Моше Лейб говорил :
“Как
счастливы бедные, которые должны верить
Творцу. Богатого есть за что пожалеть,
потому что он думает, что его безопасность
зависит от богатства”.
Он также говорил: “Симха (радость)
намного превосходит слезы”. Талмуд
утверждает, что даже когда все врата Небес
закрыты, двери слез не закрываются. (Брахот,
32б). Радость могущественнее слез: если для
слез нужны открытые ворота, радость может
проникнуть даже через самые плотные
затворы.
На одной свадьбе
рав Моше Лейб был на особом подъеме. Жених и
невеста оказались сиротами, и рав Моше Лейб
был для них как отец. Он организовал им
шидух (посватал их) и ездил из деревни в
деревню, чтобы набрать денег для юной пары
на свадьбу и на устройство дома. Клейзмеры (музыканты)
на свадьбе играли оживленную музыку, а рав
Моше Лейб танцевал перед женихом и невестой,
как никогда прежде. И вдруг он воскликнул:
— Какая прекрасная мелодия! Я хочу,
чтобы меня сопровождала эта мелодия к месту
моего вечного успокоения.
Прошло много лет, и на четвертый
день месяца шват 5567 года свадебная
процессия поехала в Броды, взяв с собой
местного клейзмера. На перекрестке дорог
лошади свернули не туда, и никто не показал
правильного пути. Лошади продолжали быстро
скакать, и свадьба удалялась от места
своего назначения. Наконец, когда они
приблизились к кладбищу, лошади замедлили
ход, и те, кто ехал на свадьбу, увидели
огромную толпу, собравшуюся на похороны.
Они спросил, кто умер, и им сказали, что это
ребе Моше Лейб из Сасова.
Услышав его имя, один из музыкантов,
старый клейзмер, сказал:
Он вспомнил, что много лет назад
играл на свадьбе, которую устраивал рав
Моше Лейб из Сасова и захотел, чтобы к месту
вечного покоя его провожала та же мелодия.
— Я прекрасно помню эту мелодию”,
— сказал музыкант, и клейзмеры стали играть
то, что так когда-то нравилось ребе.
Для цадиков (праведников)
пребывание на земле — трудная и великая
задача. Их цель не земное существование, а
иной, прекрасный мир. День, когда они
покидают этот мир, чтобы отправиться в Ган
Эден (Райский Сад), это день их
освобождения, достижения цели, ради которой
они всю жизнь так тяжело трудились на земле.
То, что для большинства людей — день печали,
для цадиков – день радости.
Рав Моше Лейб хотел, чтобы его
сопровождала в его вечный дом та же радость,
которую он испытывал, когда исполнял
заповедь радовать жениха и невесту.
|