Недавно ко мне обратился владелец
небольшой компании, где каждый работник на
счету, и рассказал, что один из его
сотрудников внезапно уволился и открыл
собственный, конкурентный бизнес, оставив
компанию в весьма затруднительном
положении. «Могу ли я объяснить недовольным
клиентам, — спросил он, — с чем связаны
причиненные им неудобства? Это
одновременно снимет вину с меня и с
оставшихся сотрудниковов, и предупредит
клиентов о том, что этому человеку не
следует доверять».
Подобные ситуации — явление в нашей жизни
нередкое, и в этом необходимо как следует
разобраться.
Прежде всего, отмечу, что еврейский закон
непреклонен в вопросе о том, что работник —
свободен в своем выборе и имеет полное
право на то, чтобы покинуть прежнее место
работы и перейти на новое. Об этом, в
частности, говорится в Талмуде (трактат Бава
Мециа, лист 10). На этом листе цитируется
фрагмент из Торы, где сказано: «Потому что
сыны Израиля — Мои слуги» (Ваикра,
гл. 25, ст. 55). «Мои», — продолжает Талмуд, но —
не других людей. По отношению к другим людям
человек — свободен.
Однако эта свобода ограничивается некими
разумными рамками. Неожиданный уход
сотрудника достаточно часто может стать
нарушением этических норм.
К таким нарушениям, — объясняет Талмуд в
том же трактате (Бава Мециа, лист 6),
— относятся случаи, когда внезапный уход
работника причиняет работодателю
значительный ущерб. И добавляет (Бава
Мециа, лист 77), что только особые,
независящие от самого работника
обстоятельства могут оправдать подобное
поведение.
Обычно в современных трудовых
соглашениях оговаривается, что сотрудник
должен заблаговременно предупредить
работодателя о своем увольнении. И данное
обязательство, разумеется, необходимо
соблюдать.
Если же работник все-таки позволил себе не
выполнить это обязательство и без
предупреждения оставил работу, вот тут-то и
возникает вопрос, как следует преподнести
это происшествие окружающим.
Понятно, что соблазн детально описать всю
неблаговидность его поступка — велик.
Однако по определенным этическим
соображениям необходимо справиться с собой
и не поддаться такому соблазну.
Тут решающее значение приобретают мотивы
«пострадавшего» (руководителя отдела,
владельца бизнеса и т.п.). Согласно
еврейским законам, компрометировать
внезапно оставившего свой пост человека из
чувства мести — нельзя. Об этом в Торе
написано: «Не мсти и не имей злобы на сынов
народа твоего» (Ваикра, гл. 19, ст. 18).
И все же Тора разрешает предпринимать те
или иные действия для того, чтобы добиться
возмещения причиненного вреда.
Например, в ситуации, в которую попал
владелец небольшой компании (о котором
говорилось в начале статьи), можно
упомянуть о некорректном поведении бывшего
сотрудника. Ибо такое упоминание служит
определенной конструктивной цели: это,
возможно, смягчит вину за то, что при
обслуживании клиентов фирма не уложилась в
обусловленные сроки, и предоставит некую
информацию об открытом бывшим сотрудником
бизнесе (если основатель бизнеса подвел
работающих с ним бок о бок людей, созданная
им фирма может оказаться ненадежной).
Но и тут следует проявить максимум
осмотрительности.
Человек, с которым поступили нечестно, —
пишет в своем фундаментальном, посвященном
проблемам лашон а-ра («злословие») труде
Хофец Хаим (раби Исраэль а-Коэн, один из
крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го
века) склонен порочить того, кто нанес ему
ущерб. Но даже в подобных случаях
компрометация «обидчика» допустима, только
если она приносит пользу — скажем, способна
защитить «пострадавшего» или оградить от
неприятностей других. Но и здесь все далеко
не однозначно (см. на сайте, к примеру, ответ «Можно
ли говорить плохо о других, обращаясь к
раввину?»).
Предположим, хозяин компании не держит
зла на внезапно оставившего работу
сотрудника, пожелавшего незамедлительно
открыть собственное дело. И, делясь с
клиентами информацией об обстоятельствах
его ухода, хочет лишь оградить себя и своих
собеседников от негативных последствий.
Никаких других мотивов у него нет. Но где
гарантия, что клиенты прислушаются к его
объяснениям и не воспримут это как «очернительство»
конкурента? Ведь у них нет реальной
возможности проверить, что в
действительности произошло. В результате,
поделившись с клиентом «внутренней»
информацией, человек рискует инициировать
череду нескончаемых взаимных обвинений,
которыми он будет заочно обмениваться с
бывшим сотрудником.
Как же быть?
Взять на вооружение практический опыт
большинства уважаемых компаний, которые
придерживаются принципа «молчание —
золото». Если вы попали в подобную ситуацию,
вам, скорее всего, придется сообщить
клиентам об уходе сотрудника и объяснить,
что данное обстоятельство может причинить
им определенные неудобства. Однако для
сохранения репутации не стоит говорить им о
том, что этот человек уволился без
уведомления, или выдвигать против него
какие-либо обвинения...