…В шаббат каждый еврей отправляется «в отпуск» — в роскошный отель под названием
«Безмятежность». Мы облачаемся в самые красивые одежды, садимся за праздничный
стол с восхитительными кушаньями и наслаждаемся отдыхом в кругу самых родных и
близких нам людей. В шаббат соперничество — отменяется.
«В шаббат мне не хочется спать, — сказал как-то раз Ребе из Цанз (наставник
одного из хасидских движений; 19-й век, Польша) — Ведь как только Суббота входит
в наши двери, все евреи становятся царями. Как же можно проспать собственное
царствие?! Когда-то жил на свете царь, который очень мало спал по ночам. И
объяснял, что бодрствует большую часть ночи потому, что во сне он не чувствует
себя царем и ничем не отличается от остальных людей. Вот и мне жаль изводить
субботние часы на сон…».
Да, в шаббат все евреи становятся царями. Никакого соперничества между ними нет.
Есть только мир и покой… Однако душевное умиротворение, к нашему великому
огорчению, далеко не всегда проецируется на будние дни. Многие из нас всю
остальную неделю буквально заражены духом соперничества. А оно, как подчеркивает
раввин Яаков Вайнберг, отрицательно влияет на характер человека.
Если для того, чтобы в чем-то преуспеть, мне необходимо раскритиковать кого-то
из окружающих, я, скорее всего, затрачу больше усилий на то, чтобы добиться его
«провала», нежели на труд, который приведет меня к успеху.
Мы живем в мире, одержимом соперничеством. В наших школах на всеобщее обозрение
вывешивают «сравнительные таблицы», с результатами успеваемости учеников. Если
раньше перед школьником ставилась задача «хорошо овладеть материалом», то теперь
мы создаем ему такие условия, в которых он стремится «выучить тему лучше всех».
Иными словами, молодой человек добивается уважения, унижая другого. Такое
поведение Тора решительно не одобряет.
Если для того, чтобы преуспеть, я должен превзойти ближнего, мне надо заставить
себя быть лучше него. И не нужно ничего делать, чтобы он попал в число
«отстающих».
Зачем же в таком случае школьникам пытаться побивать личные «рекорды»? И что
делать «слабым» ученикам, которые прекрасно понимают, что в этом состязании им
все равно уготовано последнее место? Зачем им стараться демонстрировать максимум
своих способностей? Неужели это справедливо — награждать сильных учеников за
легкость, с которой им далась победа? Не лучше ли поощрять «слабых» за труд,
который они вкладывают в процесс приобретения знаний?
В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 21) есть фраза: «Соперничество мудрецов
увеличивает мудрость». Однако истинный смысл этих слов — не в поощрении
соперничества. Речь здесь о том, что нам следует замечать достижения других
людей и использовать свои наблюдения в качестве стимула, побуждающего улучшать
наши собственные результаты. То есть — не в соперничестве тут суть, но — в
умении по достоинству оценить успехи других и брать с них пример, повышая
качество работы над собой.
Понаблюдайте за детьми в спортивном зале. Что для них спорт — возможность
физической разминки и приобретение спортивных навыков, или же шанс победить
соперника?
Вы, думается, неоднократно видели, как добродушные и неиспорченные ребята на
бейсбольном поле превращаются в разъяренных тигров. Как капитаны подбирают
игроков для своих команд — стараются приблизительно «уравнять» силы с членами
команды, с которой придется играть, чтобы на поле царило здоровое соперничество,
или же стремятся заполучить самых лучших игроков, чтобы увеличить шансы на
победу? Разве, отказываясь от слабых игроков, они тем самым не унижают их
публично? Как будет чувствовать себя подросток, зная, что никто не хочет брать
его в свою команду?
Безусловно, соперничество имеет право на существование. Но соперничать надо с
собой, а не с другими. Победа — совсем необязательно торжество над кем-то. Ее
можно добиться, борясь с собой — в надежде покорить новые и новые вершины,
улучшить результаты своего труда, подняться на новую ступень духовного развития.
Шаббат приходит, в том числе, и для того, чтобы дать нам понять, что все евреи
равны в своем стремлении к духовному росту и самосовершенствованию. Шаббат
напоминает нам, что Тора не видит ценности в соперничестве.
В шаббат все евреи могут стать царями и царицами. И надо стараться сохранить
свое царствие и в остальные дни недели...