Если бы тогда
Почему так бывает, что люди как будто бы не замечают самых
очевидных проблем, даже если это, по выражению американцев и англичан — «слон,
оказавшийся в вашей комнате»?
Потому что, заметив, им приходится принимать решения. И не только принимать, но
— и осуществлять их…
УРАВНЕНИЕ С ГУШ КАТИФОМ
Рав Иегошуа С.Гехт
Одна из основополагающих заповедей Торы — заповедь, предписывающая нам,
людям, помогать друг другу. Она во многом определяет суть взаимоотношений людей
в еврейском обществе. А ее исполнение (или не исполнение) непосредственно влияет
на судьбу еврейского народа. Поэтому, выстраивая отношения с другими людьми,
жизненно необходимо, как наставляют наши Учителя, думая о благе ближнего,
«смотреть в Небеса»…
Почему на нас падают «катюши» и «касамы»?
Недавно Израиль пережил Вторую Ливанскую войну. Но и после того, как
официально война закончилась, обстрелы северных и южных районов страны не
прекратились.
Многие израильтяне воспринимают это как страшную данность. Но попытаемся
задать себе вопрос: почему это происходит именно сейчас?
Можно дать ситуации рациональное объяснение.
В наши дни свободный мир столкнулся с реальной угрозой со стороны
радикального ислама, или, как некоторые его называют — «исламским фашизмом».
Радикальный ислам адресует свою ненависть Западу. Он воюет не только за создание
Палестинского государства. Он, претендуя на гегемонию в мире, делает все, чтобы
«стереть Израиль с лица земли».
Радикальный ислам создал культуру «священного джихада», несущего народам
смерть. Идеал его сторонников и последователей — причинить как можно больше боли
как можно большему числу невинных граждан. Словом, это — особая, предельно
вероломная культура, а вскормленные ею «бойцы джихада» — люди не знающие пощады.
Нормы поведения в цивилизованном обществе для них не существуют.
Уравнение с Гуш Катифом
Разрушение цветущих еврейских поселений Гуш Катифа и насильственная эвакуация
его жителей для Хамаса и Фатаха — на юге и для Хизбаллы — на севере стало
недвусмысленным посланием. Они утвердились в ощущении, что террор неизменно
приносит плоды. Это, в свою очередь, подстегнуло арабских экстремистов. Они с
еще большей агрессивностью принялись атаковать Израиль, с чем нам и пришлось
столкнуться в наши дни.
Сегодня, через полтора года после реализации «программы размежевания», Гуш
Катиф превратился в террористическую базу, откуда ведутся обстрелы южных городов
и селений Израиля — Сдерота, Ашкелона и т.д.
Чего же добился Израиль, изгнав своих преданных граждан с их земель?
«Коэффициент полезного действия» сей акции для Израиля равен нулю, а точнее —
некой неопределяемой величине со знаком минус. Мы знаем лишь, что за период
после изгнания эта «величина» существенно возросла: к страданиям, боли и
унижению, которые испытали изгнанники, добавилась горечь безжалостного
пренебрежения к их материальным нуждам со стороны государственных структур.
И вот сегодня, вместе с тысячами изгнанных из Гуш Катифа, тысячи граждан
северных и южных районов страны живут, не зная, что готовит им завтрашний день…
Урок Аризаля
Известно, что великий Аризаль (раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из
крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век) достиг такого высокого
духовного уровня, что мог предвидеть события задолго до того, как они должны
были произойти.
Однажды в Цфате, во время занятий Торой с учениками, раби Лурия внезапно
произнес:
— Друзья мои! На Цфат надвигается бедствие — саранча уничтожит всю
растительность в городе и окрестностях. Погибнет урожай, населению города грозит
голод. А все потому, что житель Цфата, праведный человек Яаков Альтерин
пожаловался Всевышнему, что оказался он в трудной ситуации, и никто не пришел,
чтобы помочь ему. И Творец принял его жалобу… Давайте соберем для Яакова
Альтерина деньги. Быть может, тогда Всевышний смилостивится над нами и отменит
свой приговор.
Ученики немедленно принялись за дело и собрали некую сумму. Передать деньги
Аризаль поручил одному из них. Ученик раби Ицхака вошел в скромное жилище
Яакова Альтерина и
увидел, что тот оплакивает свою несчастную судьбу — в точности,
так как описывал ситуацию Учитель.
Передав Яакову собранную сумму с извинениями, что человеку так долго пришлось
ждать помощи, ученик попросил его более не жаловаться Небу на жизнь.
— Ты так горько сетовал, — объяснил Альтерину посланник, — что теперь всему
Цфату грозит бедствие.
Услышав такое праведный
Яаков Альтерин тут же
всем сердцем воззвал к Всевышнему, прося Его, чтобы Он отменил приговор и не
наказывал жителей Цфата.
Выполнив поручение, ученик вернулся в
бейт мидраш (Дом Учения). Аризаль встретил его на пороге и объявил:
«Приговор отменен!».
Однако через несколько часов огромная туча саранчи приблизилась к Цфату. В
ужасе смотрели ученики на приближающееся «черное облако». Но Аризаль успокоил
их.
— Не бойтесь! — произнес он. — Мы исправили положение, и Всевышний отменил
приговор. Ничего плохого с нами теперь не случится.
Учитель не успел закончить последнюю фразу, как вдруг поднялся сильный ветер,
подхватил саранчу и унес «тучу» в сторону моря.
С тех пор жители Цфата, убедившись, какое огромное значение в их судьбе имеет
забота о ближнем, ревностно следили за тем, чтобы ни один нуждающийся в городе
не остался без помощи.
Как себя защитить
Мы знаем: все, что происходит вокруг нас — проявление Воли Всевышнего. И
верим, что каждый из нас способен приложить определенные усилия, чтобы помочь
всему народу Израиля в тяжелое для него время.
Возможно, самое главное, что мы, евреи, должны сделать сейчас, это —
«заметить, наконец, слона в комнате» (осознать, что среди нас живут люди, остро
нуждающиеся в поддержке). И, заметив, принять соответствующее решение —
исправить то зло, которое израильские власти причинили жителям Гуш Катифа.
Прежде всего, следует извиниться перед каждым изгнанником и попытаться
компенсировать их материальные потери. Мы — в долгу перед стариками Гуш Катифа,
перед молодежью, процветавшей в этих краях. Мы — в долгу перед сотнями семей,
которые оказались в беде. Мы — в долгу перед теми, чьи мечты, материальные и
духовные, были попраны с беспримерной жестокостью.
Оплата нашего долга изгнанникам не терпит отлагательств. Этот долг должен
стоять на первом месте в шкале прочих приоритетов.
Мы должны понять, что до тех пор, пока они не простят нас за то, что им
пришлось пережить в августе 2005-го года, наши молитвы, наши занятия Торой и
наша цедака (пожертвования на высокие цели) не будут по-настоящему
эффективными.
Нам следует отыскать каждого еврея и каждую еврейку, изгнанных из Гуф Катифа,
чтобы обнять их и от имени всего народа Израиля попросить их, чтобы они приняли
нашу материальную помощь, которая хотя бы в какой-то степени возместит
нанесенный им ущерб.
Это — наше самое срочное дело. Ибо Израиль — в критической ситуации. И только
активная и повсеместная помощь пострадавшим может спасти Эрец Исраэль от
грядущих «размежеваний».
Когда сыны Израиля стараются восстановить справедливость, Всевышний
уничтожает их врагов…
Еженедельник Аруц Шева, Израиль
Перевод с английского
Иегошуа С.Гехт,
Раввин, вице-президент объединения раввинов Америки,
президент Совета раввинов Коннектикута,
раввин общины «Бейт Исраэль» города Норуолк (штат Коннектикут,
США)
|