Ко мне за советом обратился человек и рассказал, что обстоятельства позволяют
ему не работать, но он все же решил, что дополнительный доход семье не помешает.
Однако, подобрав для себя подходящее место, отвечающее его устремлениям и
квалификации, он обнаружил, что, кроме него, на ту же должность претендуют
другие соискатели, гораздо больше него нуждающиеся в заработке. Перед ним
возникла дилемма: конкурировать с ними или снять свою кандидатуру в их пользу?
Такой вопрос совершенно естественен. Ведь законы нашей традиции обязывают
помогать нуждающимся, и идеальный вариант помощи — представить нуждающемуся
возможность самому зарабатывать на жизнь.
«Самый высокий уровень благотворительности, — писал Рамбам (великий
Учитель комментатор Мишны, Испания – Египет, 12-й век) в составленном им Кодексе
еврейских практических законов Мишне Тора (раздел «Подарки бедным», гл. 10), — и
нет выше него — когда человек поддерживает своего ближнего, давая ему подарок
или ссуду, или делает его партнером в своем деле, или дает ему работу — так,
чтобы он стал независимым и не нуждался в благотворительности».
Все мы понимаем, что цедака (пожертвование), протянутая нищему —
благородный поступок. Но, если человек, найдет способ дать бедному возможность
что-то заработать, это, несомненно, заслуживает высшей похвалы.
В Талмуде (трактат Кидушин, лист 59) написано: «Если бедный
добивается куска хлеба, а кто-то другой забирает у него этот кусок, этот человек
(тот, кто отобрал хлеб) поступил нечестно».
Анализируя данную фразу, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) разъясняет, что слово «добился»
здесь означает, что бедняк приложил усилие, чтобы восстановить какое-то
«бесхозное», выброшенное, никому уже не нужное имущество.
Может показаться, на первый взгляд, что определение Талмуда подходит и к
ситуации, в которой оказался мужчина, без особой нужды претендующий на
должность, необходимую другим людям, чтобы заработать на хлеб.
Параллели тут, безусловно, есть. Однако нельзя не отметить, что между этими
двумя случаями существует и принципиальная разница.
Во-первых, было бы неправильно не подумать о том, что работодатель не
«раздает работу» каждому, кто хочет ее получить. Ему нужен человек определенной
квалификации, а, возможно — и с опытом, которого у других претендентов может не
быть.
Во-вторых, у кандидата на должность, готового отказаться от соперничества в
пользу остальных «конкурсантов» нет полной уверенности в том, что его конкуренты
действительно нуждаются именно в этой работе настолько, что отказ станет для них
невосполнимой потерей. И в такой ситуации, подчеркнем, ни один соискатель на
должность не имеет перед другими никаких преимуществ.
У человека нет никаких этических обязательств, предписывающих отказаться от
«состязания на профессионализм» потому лишь, что ему показалось, что он, по
сравнению с остальными претендентами, находится в лучшем материальном положении.
Но следует иметь в виду, что на практике ситуация может оказаться не столь
однозначной.
С одной стороны, даже если вам доподлинно известно, что ваш соперник
нуждается, то есть не может прокормить семью, а полученная в данной фирме работа
способна поставить его на ноги, формально вы все равно не обязаны отказываться
от собеседования с работодателем в его пользу. Но если вы все же сделаете это —
вы совершите хороший поступок. Если, конечно, при этом знаете, что у него
достаточно квалификации и опыта, чтобы занять должность, которой вы ради него
жертвуете.
Впрочем, и тут у вас не может быть уверенности, что тот человек понравится
работодателю и будет принят с распростертыми объятиями. Ведь при приеме на
работу учитывается и «человеческий фактор». Нельзя заранее предугадать, сумеет
ли ваш «подопечный», даже если он в данной области — специалист высокого класса,
на интервью представить себя в выгодном свете.
Поэтому предлагаю, наверное, более разумное решение проблемы. Записать
координаты неимущего «соперника» и с легким сердцем пойти на собеседование. И
если работодатель отдаст вакантную должность именно вам, в дальнейшем нанять
проигравшего соискателя для решения той или иной производственной задачи,
предоставив ему возможность заработать.
Есть и другой вариант. Быть может, вам нужно сделать в доме ремонт или
благоустроить приусадебный участок. Предложите «коллеге» взять на себя часть
ваших хозяйственных забот в качестве временного заработка. В таком случае вы
выигрываете дважды: получаете работу, которая вам интересна, а часть
увеличившегося дохода — используете на благородные цели, наняв бедствующего
безработного, помогая ему тем самым хоть как-то улучшить свое материальное
положение.