Меня часто спрашивают: какой оптимально должна быть продолжительность
рабочего дня, чтобы у человека оставалось достаточно времени для служения
Всевышнему?
Вопрос это — непростой. Его детально обсуждали наши Учителя еще в период
составления Талмуда. И выработали, учитывая людские потребности и обязанности,
этические нормы — определенную «схему» поведения (в этой сфере трудового
законодательства) работодателя и работника.
Человек, нанимающий работников в местности, где не принято приходить на
работу слишком рано (допустим, до восхода солнца) и уходить с работы очень
поздно (после захода солнца), — заключает Талмуд, — не имеет права заставлять их
приходить рано и уходить поздно (см. на сайте
обзор листа 83,
трактата Бава Мециа).
Каков же «стандартный» рабочий день там, где его не принято продлевать?
Рабочий день в таких регионах, — уточняет Талмуд, — начинается на рассвете и
заканчивается за некоторое время до заката — чтобы работники успели добраться
домой засветло (накануне шаббата — еще раньше, настолько, чтобы людям
хватило времени подготовиться к субботе и сделать все необходимое до захода
солнца).
Итак, мы видим, что рабочий день, по правилам, выведенным Талмудом,
составляет в среднем около одиннадцати часов (примерно 60-65 часов в неделю).
В наше время устанавливать трудовой день такой продолжительности не принято.
По 60-70 часов в неделю работают лишь представители некоторых профессий (к
примеру, адвокаты, врачи, журналисты и т.п.).
В процессе анализа этой проблемы, Талмуд связывает продолжительность
трудового дня с обязательствами, которые должны взять на себя, с одной стороны —
работники, с другой — работодатели.
Работникам следует быть расторопными и трудолюбивыми, — подчеркивают Учителя.
— Они должны тщательно и старательно выполнять трудовые задания. Работодатель
же, в свою очередь, не имеет права заставлять работника делать то, что не входит
в круг его обязанностей, и требовать, чтобы работник оставался на работе дольше
положенного, если это специально не оговорено трудовым соглашением или
установившейся традицией.
Именно этот аспект и представляет на сегодняшний день самую большую проблему.
Средний рабочий день гораздо короче того, который был принят во времена Талмуда.
Однако все больше число служащих сетует на то, что их работе нет конца, так как
их в любой момент могут попросить остаться на работе после того, как их рабочий
день официально закончился. Многие компании не имеют на этот счет определенных
правил и инструкций — даже те, где работники трудятся посменно.
В таких условиях человек просто не в состоянии спланировать свой день и
выделить определенное время для молитв и занятий Торой.
В Шульхан Арухе (полный кодекс еврейских законов) написано:
«После того, как выйдешь из синагоги (по окончании утренних молитв), отправляйся
в дом учения (на иврите бейт а-мидраш), и некоторое время посвяти
занятиям (Торой). Это время должно соблюдаться, и им не следует пренебрегать.
Даже в том случае, если есть возможность заработать (за это время) немало
денег». После занятий Торой, как сказано далее, человек должен пойти на работу.
И не забывать о том, что Тора превыше любой работы (Шульхан Арух,
раздел Орах Хаим, параграфы 155 и 156).
Таким образом, Шулхан Арух регламентирует повседневную жизнь
человека. Ставя занятие Торой и молитвы превыше работы, которая дает пропитание,
Учителя при этом не требуют, чтобы мы посвящали служению Творцу помногу часов,
но рекомендуют выделить для этого определенное время и неукоснительно
придерживаться заведенного «графика».
Разумеется, основное «пристанище», ограждающее нас от ежедневного труда — это
шаббат. Однако даже в рабочие дни, которые посвящены труду на благо
семьи, мы нуждаемся в некотором количестве свободного времени.
Идеальная работа — такая работа, которая оставляет достаточно времени для
реализации не только профессиональных, но и других жизненных задач. Кроме молитв
и изучения Торы, у человека есть обязанность уделять внимание семье, помогать
окружающим, поддерживать отношения с друзьями и родственниками и т.д. Не будем
сбрасывать со счетов и то, что каждый из нас нуждается в активном отдыхе.
Естественно, каждый человек должен зарабатывать деньги, чтобы обеспечить
нормальные условия существования себе и своей семье. При этом известно, что
некоторые профессии сопряжены с немалыми временными затратами. В таких случаях
чрезвычайно важно четко определить обязанности служащего. Еврейская традиция
осуждает чрезмерную эксплуатацию рабочей силы. Тем более, что подобное отношение
к служащим не может быть продуктивным.
Начальник, заставляющий своих подчиненных оставаться на работе дольше
положенного срока, принуждает их работать бесплатно, что еврейским законом
запрещено и расценивается как недостойная эксплуатация работников.
Идеальной работой можно считать такую работу, которая, с одной стороны,
приносит пользу человеку, с другой — оставляет достаточно времени для того,
чтобы люди успевали выполнять свои обязанности перед Всевышним, семьей и
обществом.
Но даже те люди, профессии которых требует больших временных затрат, имеют
возможность соблюдать заповеди Торы, уделять внимание семье и общине. При
условии, что их обязанности четко определены, а свободное от работы время
принадлежит им — безоговорочно...