New Page 1
|
|
О Трактате Сота
Untitled Document
9 нисана 5761 года (2 апреля 2001)
ТРАКТАТ
СОТА
Лист 15
Иерусалимский
Храм — единственное место на земном шаре, где происходит соединение Небес с
Землей, их слияние духовное и материальное. Недаром сказал об этом один из наших
праотцев: “Здесь Дом Всевышнего. Здесь врата Небесные” (Берешит,
28-17).
На иврите
Храм, как известно — Бейт-Ѓамикдаш. Трудно адекватно перевести это выражение.
Оно состоит из двух слов: бейт — дом и кдуша — отделенность, предназначенность
для какой-то определенной миссии, цели. Итак, получается Дом Кдуши,
Дом, предназначенный
для… Еврейская
традиция утверждает: с духовной точки зрения мир кдуши — это мир единства,
мир гармонии. В создании мира гармонии огромное значение имеет каждое совершаемое
в Храме действие.
Гемара разбирает вопрос, как делаются в Храме мучные жертвоприношения.
(Напомним это касается не только прошлого, но и будущего — в дни Машиаха будет
отстроен Третий Храм, который не разрушат никогда).
Обычно на
все мучные приношения (минхи) льют масло и благовоние. Так ли это? —
спрашивает Гемара. — Действительно на все?.. Ведь сказано в Торе о грехоочистительной
жертве “…Не лей на нее масло и не добавляй благовония…” (Ваикра,
5-11).
Гемара отвечает: во все минхи добавляют масла и благовония,
и во всех используют пшеничную муку. Грехоочистетельная минха — без масла
и благовония, но тоже — из пшеничной муки. Минха, которая приносится на второй
день праздника Песах, — из ячменной муки, но в нее добавляют масла и благовония.
Только минха соты (женщины, свернувшей с праведного пути и подозреваемой
мужем в измене) — и из ячменной муки, и без масел и благовоний.
Рабан Гамлиэль говорил: женщина, решившись на разврат, опускается
до уровня животного, поэтому она приносит такую минху (ячменем обычно
кормят скот).
Иное объяснение дает раби Меир: сота кормила любовника
изысканными кушаниями — теперь ее приношение как еда для скота.
Возражает рабан Гамлиэль: это верно, если женщина богата, но у
беднячки нет изысканных яств.
Талмуд описывает испытание, которому подвергалась неверная жена.
Коэн приносил глиняный сосуд, наливал в него воду, входил в эйхаль
и поворачивал направо. Там было прикрытое плитой место на полу в половину квадратных
метра. Взявшись за кольцо на плите, коэн приподнимал ее и брал из-под нее немного
земли. Эту землю он помещал в глиняный сосуд, наполненный водой.
Гемара уточняет: сосуд должен быть новым. Откуда нам это известно?
Существует такое правило — гзера шава, основанное на сравнение двух сходных,
свободных от толкований слов в разных фрагментах Торы, значение которых — показать,
что в обоих законах есть общие черты. Эти пары выявлены мудрецами и передаются
из поколения в поколение, от учителя к ученику.
Слово “сосуд” употреблено в Торе, когда говорится о соте
и о мецоре (прокаженном). В отрывке о мецоре сказано: “И зарежет
одну птицу над глиняным сосудом…” (Ваикра, 14-50). Так же и соте
подносят воду в глиняном сосуде. Сказано о мецоре: “И зарежет одну птицу
над глиняным сосудом, над водой живой” (там же). “Живой” называется вода, которую
не использовали ни для какой работы. Следовательно, и глиняный сосуд, упомянутый
в той же фразе должен быть новым.
Но живая вода — это вода из родника?
Да, — отвечает Гемара. Для соты брали воду из медного сосуда,
который стоял в Храме. А в медный сосуд наливали — из источника.
Почему, входя в эйхаль, коэн поворачивал направо? — спрашивает
Гемара. И отвечает: проходя по Храму, коэн всегда сворачивал только направо.
Правая сторона — это хесед, милосердие.
Должен ли
коэн брать землю для соты только из-под плиты в полу Храма, или же он
мог принести ее с улицы? Говорит Тора: “…Из земли находящейся в полу Мишкана
(переносной Храм в пустыне) возьмет коэн и положит ее в воду…” (Бамидбар,
5-17).
Подробное описание процедуры проверки соты горькой водой
свидетельствует, что действие этой воды — чудо, происходившее в Храме. Ведь
в химическом составе жидкости, которую давали соте, не было ядов или каких-либо
других веществ, влияющих на здоровье человека. Однако, если женщина была виновата
и действительно изменила мужу, губительные свойства воды возникали как духовное
следствие греха.
Место в
Талмуде:
В
третьем разделе Талмуда - Нашим
(всего - шесть разделов). Сота
здесь - пятый трактат. Состоит
из 9 глав, 49 листов.
Почему
трактат так называется?
«Сота»
на иврите - женщина, сбившаяся
с правильного пути. Речь идет о
замужней женщине,
спровоцировавшей
обоснованные или
необоснованные подозрения тем,
что нарушила «заповедь
скромности» в отношениях с
посторонним мужчиной.
Краткое
содержание трактата
Знаменитая
библейская книга Песнь
песней рассказывает об
отношениях возлюбленных, о
вдохновенном чувстве мужчины,
которое он испытывает к своей
избраннице, девушке-невесте.
Но все это - лишь метафора.
На
самом деле здесь описаны
отношения Всевышнего с
еврейским народом.
Та
же модель имеет свое
продолжение в столь же
метафорических рассуждениях
Талмуда об отношениях мужа и
жены.
Рассматривается
ситуация, когда женщина ищет
близости (или уже вступила в
связь) с посторонним мужчиной.
Мы,
соответственно, переносим ее
на еврея (или группу евреев),
который нарушает законы
еврейского образа жизни и ищет
опору в ином мировоззрении.
Одна
из заповедей Торы дает «земное»
описание данной ситуации. В
книге Бамидбар
(гл. 5, ст. 11-31) читаем:
«…каждый
человек, жена которого сойдет
с праведного пути и нарушит
верность ему, и вступит в
интимные отношения с другим
мужчиной, и скроется это от
глаз мужа… Укрылась она и
совершила… а свидетеля против
нее нет, при этом совершила она
это без насилия… И нашел на
мужа дух ревности [почувствовал
он неладное] и предупредил он
ее, и она [все равно] совершила…»
(сокращенный вариант перевода).
Новая страница 1
|
|
New Page 1
|