Гемара продолжает рассматривать один из основных принципов, с
помощью которых Всевышний управляет миром — мида кенегед мида (мера за
меру).
Известный поэт прошлого столетия, как откровение писал: “Что есть
красота?../ Сосуд она, в котором пустота/ Или огонь, мерцающий в сосуде?”. За
много веков до него Гемара знала ответ на вопрос: конечно же, подлинная красота
— “огонь, мерцающий в сосуде”. Не отрицая значение женской красоты в жизни мужчины,
Гемара все же учит ценить не одно лишь внешнее обличье…
В качестве своего рода иллюстрации приведем описанную в Гемаре
историю жизни Шимшона-назира (человека, который принимает на себя запреты пить
вино, оскверняться прикосновением к мертвому и стричь волосы).
Шимшон увидел красивую женщину и захотел на ней жениться.
— Неужели во всем нашем народе нет для тебя женщины, и ты идешь
брать себе жену из племени плиштим? — спросили его родители.
Ответил им Шимшон:
— Она приглянулась мне…(букв.: приглянулась моим глазам).
Кончилось
тем, что плиштим выкололи Шимшону глаза (Шофтим,
14-16).
Гемара обсуждает подробности истории Шимшона.
Написано в Шофтим (13-24): “…И вырос отрок и был благословлен
Всевышним”.
Благословение
Всевышнего проявилось в том, что Шимшон был наделен необыкновенной мужской силой.
Семя, как сказано, истекало из него рекой. Многие из рода плиштим приводили
к нему своих жен, чтобы они забеременели от него. Написано: “И молол он в доме
узников” (Шофтим, 16-21).
Сказал раби Йоханан: “молотьба” здесь — интимная близость между
мужчиной и женщиной. Подобное выражение находим и в книге Иова (31-9,10):
“Если сердце мое обращал я к женщине и у входа ближнего находился в засаде,
пусть мелет другому моя жена и на нее опустятся другие”.
Сказал раби Йоханан: тому, кто уходит от жены и занимается развратом
с другими женщинами, изменяет жена.
По ассоциативной
логике Гемара вспоминает, что был в нашей истории и другой незаурядный человек.
У царя Аса, в отличие от других людей были особенно крепкие ноги. И, как Шимшон,
он утратил свое превосходство — сила его превратилась в слабость. Написано о
нем: “…Только к старости стали болеть у него ноги” (Мелахим I,
15-23).
Толковал
Рава: за что был наказан болезнью ног царь иудейский? Ведь он боролся с идолопоклонством
и идолопоклонниками и совершил немало праведных поступков. Однако написано:
“И царь Аса созвал всех евреев без исключения…” строить город Раму. Нарушение
его в том, что он отвлек от изучения Торы талмидей-хахамим.
Буквальный
перевод слова талмид-хахам — ученик мудреца, то есть это человек, который
глубоко знает Тору. Выйдя из Египта в 1312 г. до н.э., сыны Израиля не месяц,
не год, а 40 лет учили Тору в пустыне. Это оказало такое влияние на историческую
память Израиля, что с тех пор изучение Торы стало главным занятием еврейского
народа. От того, насколько серьезно евреи учат Тору и соблюдают ее законы, зависит
благополучие всего мира. “Если бы не Мой Союз днем и ночью (т.е. изучение Торы),
— сказал Всевышний, Я бы не основал законы неба и земли” (Ирмиягу,
33-25).
История знает много примеров действия принципа мида кенегед
мида, — продолжает Гемара.
Сказал рав Ханин бар Бизна, сказал раби Шимон Хасида: Йосеф-праведник
освятил Имя Небес: никто, кроме Всевышнего не видел, как он отказался от запрещенной
ему женщины (жены Потифара). И Всевышний добавил из Своего Имени букву “ѓей”
к имени его: “Свидетельством для Йосефа поставил…” (Теилим, 81-6).
Имя Йосефа написано здесь с буквой “ѓей”.
Иеѓуда освятил
Имя Небес, публично признавшись, что Тамар беременна от него — и заслужил все
четыре буквы Имени Всевышнего. А когда Иеѓуда подтвердил: “В ее словах больше
правоты, чем в моих…” (Берешит, 38-26), Небесный Голос произнес:
“Ты спас сейчас от огня Тамар и двоих ее сыновей, которыми она беременна — Я
спасу от огня твоих сыновей: Хананию, Мишаэля и Азарию” (Даниэль,
3).
Царь Невухаднецар (Навуходоносор) бросил Хананию, Мишаэля и Азарию
в раскаленную печь за то, что они не поклонились идолу, и потомки Иеѓуды прошли
это испытание и выжили.
Для того, чтобы убедиться в существовании принципа мида кенегед
мида (мера за меру) человек может обращаться не только к известным из истории
событиям. Примеры действия этого принципа он легко обнаружит, анализируя собственную
жизнь.
Сказал Всевышний Моше-рабейну: “… не можешь видеть Лица Моего,
ибо не может человек увидеть Меня и остаться в живых… ты увидишь меня сзади”
(Шемот, 34–20:23). Конечно же, выражения “лицо, рука, глаза” Всевышнего
— всего лишь метафоры. У Творца нет материального подобия. Тора говорит с нами
на языке людей, потому что мы не знаем другого языка.
Из обращения Всевышнего к Моше мы учим, что будущее скрыто от
человека, однако прошлое вполне доступно его анализу.