МЕЦОРА 
ПЕСАХ
начинается с вечера

22 апреля
"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"
МЕЦОРА 
Чтение текста
Афтары

"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"

19.04.2024, 11 Nisan, 5784

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате Сота



Untitled Document


14 нисана 5761 года (7 апреля 2001 года)

 

ТРАКТАТ Сота

Лист 20

Гемара обсуждает законы написания Сефер Тора (Свитка Торы) и свитка соты. Сота проходила в Храме особую проверку горькой водой. Коэн (служитель Храма) переписывал в специальный свиток отрывок из Сефер Тора - клятву соты: "Если ты изменила мужу своему, да предаст тебя Всевышний проклятию в народе твоем…" (Бамидбар, 5-20:21). Затем бросал этот свиток в горькую воду. Женщина выпивала ее, и если на самом деле была неверна мужу, умирала.
Чтобы понять логику Гемары, следует вспомнить, что такое Сефер Тора.
3312 лет назад Моше-рабейну (Моисей) услышал голос Всевышнего и впервые увидел Сефер Тора - буквы, написанные черным огнем на белом огне. Под диктовку Творца он записал слова на клафе (специальным образом обработанной коже). Затем Моше сделал 12 копий первого свитка. Все роздал главам колен народа Израиля и обучил их правилам переписывания Торы, которые узнал от Всевышнего. Так передается Сефер Тора из поколения в поколение и по сей день. "Это та самая Тора, которую дал Моше сынам Израиля по слову Всевышнего" - такие слова произносят во всех синагогах мира после чтения Торы, в момент, когда свиток поднимают и показывают присутствующим.
Еврейская традиция сообщает, что Тора предшествовала сотворению мира, и поэтому в ней с самого начала содержатся тайны Творения, тайны высших миров, тайны прошлого, настоящего и будущего.
Один из величайших комментаторов Торы, Рамбан, пишет: "В наших руках достоверная традиция, утверждающая, что вся Тора - набор Имен Всевышнего, т.е. если разделить ее на слова иначе, чем это принято, она становится последовательностью Святых Имен…
В первоначальном виде - черным огнем по белому огню - Тора дана как непрерывная последовательность Святых Имен или, как теперь мы ее читаем, как рассказ о событиях и заповедях - как последовательность обычных слов. Моше получил от Всевышнего правила разделения Торы на слова и правила чтения, а также - правила ее разделения на Святые Имена".
Другой великий комментатор, Рабейну Там, говорит: "Уже в первых двух стихах Торы скрыто 42-буквенное Имя Всевышнего…".
Сказал рав Иеѓуда, сказал Шмуэль от имени раби Меира: когда я учил Тору у раби Акивы, добавлял купорос в чернила, которыми писал Сефер Тора, и раби Акива не возражал. Когда потом я пришел учить Тору к раби Ишмаэлю, спросил он меня:
- Сын мой, какое у тебя ремесло?
Ответил ему:
- Я - сойфер (переписчик Сефер Тора).
Сказал мне раби Ишмаэль:
- Будь осторожен в том, что ты делаешь, потому что ремесло твое - Небесное. Если пропустишь или добавишь букву в Сефер Тора, можешь разрушить весь мир.
Сказал я ему:
- Я добавляю купорос в чернила, чтобы написанное не стерлось. - Как это может быть? - спросил раби Ишмаэль. - Ведь по велению Торы свиток соты должен быть стерт, стало быть, всю Тору надо переписывать чернилами, которые можно стереть.
Гемара спрашивает: разве слова раби Меира - ответ раби Ишмаэлю?
И уточняет: так сказал раби Меир - "Не беспокойся, я не ошибаюсь, когда пишу; не стоит волноваться даже о том, что может, например, муха сесть на пергамент и стереть, допустим, верхнюю правую часть буквы далет так, что получится рейш - этого не случится, потому что я добавляю в чернила купорос, чтобы написанное не стерлось".
По мнению раби Меира, когда пишут Сефер Тора, текст для тфилина и мезузы, добавляют в чернила в купорос. Когда воспроизводят то место, где говорится о соте, купоросом не пользуются.
По мнению раби Яакова, не добавляют купорос только в тот свиток, который пишут для определенной женщины-соты в Бейт- Ѓамикдаше (Храме).
В чем суть различия во мнениях раби Меира и раби Яакова? - спрашивает Гемара. Раби Меир считает возможным стереть часть Сефер Тора, раби Яаков не допускает подобной возможности. Учили мы в Барайте - свиток одной соты не кошерен (не пригоден) для другой. Следовательно, свиток пишется на имя определенной женщины, и поэтому нет необходимости стирать часть Сефер Тора. Когда сойфер занят своей работой, он не переписывает Сефер Тора на имя какого-то определенного человека. Приводится в Гемаре и такое мнение: именно потому, что Сефер Тора не написана на чье-то имя, ее можно использовать для кого угодно.
А как же гет (разводное письмо)? - спрашивает Гемара. Ведь известно из ѓалахи: если человек решил развестись со своей женой, написал разводное письмо, а потом передумал и отдал это письмо, чтобы его использовал другой человек, с таким же именем, у которого также зовут жену - этот гет непригоден. Возможно, такой же закон применим и в ситуации соты?
Отвечает Гемара: про гет в Торе сказано - "И напишет ей свиток разрыва [отношений]" (Дварим, 24-1).
Ясно сказано - ей. Значит свиток пишется на имя конкретной женщины. Казалось бы, то же самое написано про соту: "…и сделает ей…" (Бамидбар, 5-30). Но Гемара дает существенное уточнение: да, стирают свиток определенной женщине, но пишут его не специально для нее.
Итак, ѓалаха выбирает мнение раби Яакова, как наиболее приемлемое - то есть требует, чтобы сойферы добавляли в чернила купорос, чтобы текст Сефер Тора не стирался.
В свитке Торы записано слово Всевышнего. Прикоснувшись к нему, человек прикасается к Вечности - в этом отличие Торы от всех книг.
Книги гениальных мыслителей могут нести в себе отголоски вечности - в той степени, которая доступна разуму и сердцу автора.
Тора - сама Вечность.
Читая самую умную книгу, мы, как правило, лишены возможности общения с автором (он, скажем, умер или живет в другой стране). Поэтому восприятие произведения основано на наших ассоциациях, ощущениях, представлениях о том, что автор хотел нам передать.
Тора открывает перед нами возможность общения с Непостижимым. Книги, написанные людьми, могут представлять ошибочные мнения, заблуждения. Тора - Абсолютная Истина. Поэтому даже комната, в которой находится свиток Торы, наполнена атмосферой особой духовности. Поэтому маленьких детей приводят в синагогу, берут на руки и поднимают так, чтобы они могли дотянуться и поцеловать Сефер Тора.
Когда мальчик становится взрослым - ему исполняется 13 лет, его впервые в жизни вызывают к чтению Торы.
Человек не может обходиться без Торы, также, как не может обходиться без воды. Поэтому Сефер Тора читают в синагогах три раза в неделю - в шаббат (в субботу), в понедельник и в четверг.
У свитка Торы произносят слова благодарности за избавление от опасности.
У свитка Торы молятся о выздоровлении больных.
У свитка Торы благословляют жен и дают имена детям.
Со свитком Торы в руках благословляют наступление нового месяца.
Согласно заповеди, каждому мужчине положено написать Сефер Тора. Сегодня эта заповедь по естественным причинам для многих невыполнима. Поэтому обычно узнают, в какой синагоге пишут новую Сефер Тора и платят за одну или несколько букв (как правило, это очень небольшая сумма).



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
42 43 44 45 46 47 48 49

Место в Талмуде: 

   
В третьем разделе Талмуда - Нашим (всего - шесть разделов). Сота здесь - пятый трактат. Состоит из 9 глав, 49 листов.

Почему трактат так называется?

   
«Сота» на иврите - женщина, сбившаяся с правильного пути. Речь идет о замужней женщине, спровоцировавшей обоснованные или необоснованные подозрения тем, что нарушила «заповедь скромности» в отношениях с посторонним мужчиной.  

Краткое содержание трактата

   
Знаменитая библейская книга Песнь песней рассказывает об отношениях возлюбленных, о вдохновенном чувстве мужчины, которое он испытывает к своей избраннице, девушке-невесте. Но все это - лишь метафора.

На самом деле здесь описаны отношения Всевышнего с еврейским народом.

Та же модель имеет свое продолжение в столь же метафорических рассуждениях Талмуда об отношениях мужа и жены.

Рассматривается ситуация, когда женщина ищет близости (или уже вступила в связь) с посторонним мужчиной.

Мы, соответственно, переносим ее на еврея (или группу евреев), который нарушает законы еврейского образа жизни и ищет опору в ином мировоззрении.

Одна из заповедей Торы дает «земное» описание данной ситуации. В книге Бамидбар (гл. 5, ст. 11-31) читаем:

«…каждый человек, жена которого сойдет с праведного пути и нарушит верность ему, и вступит в интимные отношения с другим мужчиной, и скроется это от глаз мужа… Укрылась она и совершила… а свидетеля против нее нет, при этом совершила она это без насилия… И нашел на мужа дух ревности [почувствовал он неладное] и предупредил он ее, и она [все равно] совершила…» (сокращенный вариант перевода).

Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Как найти общий язык с мужем?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля