New Page 1
|
|
О Трактате Сота
Untitled Document
8
ияра 5761 года (1 мая 2001 года)
ТРАКТАТ Сота
Лист 44
Святой Язык, буквами
которого Всевышний создавал
мир — непростое явление. 22
буквы Святого Языка — это 22
вида духовного света, того
первозданного света, который
существовал в первые шесть
дней творения. Поэтому в Торе
есть такие фрагменты, которые
следует произносить только
на иврите.
Когда в поле найден
неизвестно кем убитый
человек старейшины и судьи
произносят один из таких
отрывков. Всевышний
заповедал народу Израиля: “Если
найден будет убитый на земле,
которую Всевышний, Б-г, твой
дает тебе во владение,
упавший в поле, и неизвестно
кто убил его. То пусть выйдут
старейшины твои и судьи твои
и измерят (расстояние) до
городов, которые вокруг
убитого. И будет, старейшины
города, ближайшего к убитому,
возьмут телицу, которая еще
не работала, которая еще не
тянула под ярмом. И спустят
старейшины города ту телицу в
ущелье каменистое, где никто
не работал и не сеял, и там
проломят затылок телице в
ущелье. И приблизятся коэны
(потомки по отцовской линии
Аарона-первосвященника) сыны
Леви (Леви — дед Аарона),
избранные Всевышним, Б-гом
твоим, служить Ему и
благословлять именем
Всевышнего и по слову их
будет всякая ссора… И все
старейшины города того,
ближайшего к убитому, омоют
руки над телицей в ущелье,
возгласят и скажут: “Руки
наши не пролили крови этой, и
глаза наши не видели [преступления].
Искупи народу Твоему, Израилю,
который выкупил Ты (из Египта,
из дома рабства) и не дай
крови чистой [невинной
пролиться]
в среде народа Твоего,
Израиля и искупится им кровь.
Ты [народ
Израиля]
устранишь кровь чистую [пролитие
невинной крови]
из среды твоей, если будешь
делать прямое (поступать
прямо) в глазах Всевышнего” (Дварим,
21-1:9).
Мудрецы относят
закон о телице к числу хуким,
т.е. таких заповедей Торы, в
которых есть элементы,
необъяснимые человеческой
логикой. Однако общее
объяснение, очевидно, связано
с корбанот (приношениями)
— так считает Рамбан. Слово корбан
происходит от ивритского лекарев
— приближать(ся). Один из
способов приблизиться к
Всевышнему, Им же самим
указанный — принесение корбанот,
в котором принимают участие
все материальные составные
нашего мира: животные,
минералы (“на каждый корбан
твой клади соль” — Ваикра,
2-13), растения (хлеб, вино) — и
человек, совершающий эти
действия. Психологически
понятие “жертва” нам хорошо
знакомо. Человек часто
приносит что-то в жертву,
например, жертвует своим
временем (может быть,
временем сна) ради какого-то
интересного дела; привычкой
жить в определенном месте —
оставляет родной город и
отправляется в далекое
путешествие, чтобы увидеть
что-то новое; здоровьем,
силами, деньгами — чтобы
помочь ближнему и т.д.
Всевышний дает в Торе
абсолютную иерархию
ценностей, показывая, чем и
ради чего, можно жертвовать.
Так, скажем, категорически
запрещены человеческие
жертвоприношения.
Принесение в жертву
телицы должно искупить
пролитую кровь. Почему при
описании жертвоприношений
Тора так часто упоминает
кровь? “Душа тела в крови …”,
— говорит Всевышний (Ваикра,
17-11). Отсюда, кстати, запрет на
употребление крови в пищу —
“Об этом сказал Я сынам
Израиля. Никто из вас не
должен есть крови…” (Ваикра,
17-12).
Однако кровь
приносимого в жертву
животного (речь идет именно о
животном, а не о человеческой
крови) действительно, по
замыслу Всевышнего, получает
свойство искупать грехи,
проступки человека. “Я дал
вам (кровь)… кровь в душе
искупается” (Там же). Кровь…
душу искупает.
Соотношение
духовного и материального в
человеке — одна из тайн
Творения. Понятно, что
выражения типа “душа в теле”,
“душа в крови” содержат в
себе некий логический
нонсенс, парадокс — как может
бесконечное находиться
внутри конечного? Поясняют
наши мудрецы: Тора говорит с
нами человеческим языком (поэтому,
видимо, употреблен предлог “в”)
и понятными нам образами.
Рамбан пишет: “Кровь
в душе, и душа в крови. Они перемешаны
друг с другом как вино,
налитое в воду. Ведь после
того, как они перемешались,
можно сказать, что вино — в
воде, а можно — вода в вине.
Рав Гирш уточняет
соотношение души и крови. “Кровь,
— пишет он, — это инструмент,
с помощью которого душа
управляет телом”.
Процедура
принесения в жертву телицы,
искупающей пролитую кровь, не
означает, что если убийца
будет все-таки обнаружен, его
освободят от ответственности.
Сказал Всевышний: “…И на
земле не искупится кровь,
пролитая на ней, разве только
кровью пролившего ее…” (Бамидбар,
35-33). Может быть, эта фраза
говорит о том, что
совершивший умышленное
убийство не может откупиться
деньгами от смертной казни?
Нет, это учится из другого
фрагмента: “не берите выкупа
за душу убийцы…” (Там же, 31).
Следовательно, слова “И на
земле не искупится…”
сообщают о чем-то другом. О
том, что искупление телицей
действует только до того
момента, пока не обнаружен
убийца… Если же преступник
найден, его судят.
Заметим: для того,
чтобы по закону Торы
приговорить человека к
смертной казни, необходимо
выполнить целый ряд условий.
Два кошерных (соблюдающих
заповеди) свидетеля должны
предупредить его, сказать:
нельзя делать то, что ты
задумал, за это полагается
смертная казнь. А он должен
ответить: знаю, но все равно
буду это делать.
Затем два кошерных свидетеля
обязаны видеть, как
совершается преступление. Не
все могут быть свидетелями —
свидетельские показания
родственников или людей
недостойного поведения для
предъявления в суде
непригодны. При голосовании в
суде достаточно
перевеса
в один голос, чтобы оправдать
человека. Чтобы осудить,
нужен перевес в два голоса.
Если судьи единогласно
проголосовали за смертную
казнь, назначается новый суд
— Всевышний, зная психологию
человека, не доверяет
людскому единодушию и “подозревает”,
что за этим что-то кроется. До
последней минуты суд ищет
возможность оправдать
человека, спасти ему жизнь.
Для этого в суд призывают
всех, кто может хоть что-то
сказать в его оправдание.
Чтобы представить уровень
нравственности еврейского
народа, показать гуманность
его судопроизводства,
достаточно сказать, что
Сангедрин (Верховный Суд),
который за 70 лет приговорил к
смертной казни одного
человека, уже называли “кровавым”…
Очевидно, именно
потому, что Всевышний дал в
Торе сложнейшую и детально
разработанную систему
ответственности человека за
его поступки, тяжкие
преступления, такие, например,
как убийство, на протяжении
тысяч лет были редкостью в
еврейской общине, живущей по
законам Торы.
Место в
Талмуде:
В
третьем разделе Талмуда - Нашим
(всего - шесть разделов). Сота
здесь - пятый трактат. Состоит
из 9 глав, 49 листов.
Почему
трактат так называется?
«Сота»
на иврите - женщина, сбившаяся
с правильного пути. Речь идет о
замужней женщине,
спровоцировавшей
обоснованные или
необоснованные подозрения тем,
что нарушила «заповедь
скромности» в отношениях с
посторонним мужчиной.
Краткое
содержание трактата
Знаменитая
библейская книга Песнь
песней рассказывает об
отношениях возлюбленных, о
вдохновенном чувстве мужчины,
которое он испытывает к своей
избраннице, девушке-невесте.
Но все это - лишь метафора.
На
самом деле здесь описаны
отношения Всевышнего с
еврейским народом.
Та
же модель имеет свое
продолжение в столь же
метафорических рассуждениях
Талмуда об отношениях мужа и
жены.
Рассматривается
ситуация, когда женщина ищет
близости (или уже вступила в
связь) с посторонним мужчиной.
Мы,
соответственно, переносим ее
на еврея (или группу евреев),
который нарушает законы
еврейского образа жизни и ищет
опору в ином мировоззрении.
Одна
из заповедей Торы дает «земное»
описание данной ситуации. В
книге Бамидбар
(гл. 5, ст. 11-31) читаем:
«…каждый
человек, жена которого сойдет
с праведного пути и нарушит
верность ему, и вступит в
интимные отношения с другим
мужчиной, и скроется это от
глаз мужа… Укрылась она и
совершила… а свидетеля против
нее нет, при этом совершила она
это без насилия… И нашел на
мужа дух ревности [почувствовал
он неладное] и предупредил он
ее, и она [все равно] совершила…»
(сокращенный вариант перевода).
Новая страница 1
|
|
New Page 1
|