К творчеству всемирно известного художника Садвадора Дали относятся по-разному. Кого-то привлекает его экспрессивность и непредсказуемость. Кто-то — не приемлет его бросающийся в глаза эпатаж…
Но в данном материале мы ни в коей мере не ставим перед собой задачу — анализировать его наследие, тем более — давать, какую бы то ни было оценку его творчеству и вкладу в историю мирового изобразительного искусства.
У нас — иная цель: раскрыть нашим читателям факт, о котором в мире почти не говорят.
Речь о том, что в течение целых 30-ти лет (примерно с 1950 по 1980 гг.) Дали всерьез занимала еврейская тема. Результат этого периода, необычно долгого для непостоянного, часто меняющего свои пристрастия художника — довольно большое количество «еврейских» работ.
Среди них — цветная и черно-белая графика, скульптурные изображения, мелкая пластика и даже, своего рода — «иудаика» (которую, кстати сказать, скорее, следует отнести к жанру монументального искусства).
Исследователи и биографы Дали теряются в догадках в поисках ответа на вопрос, откуда и почему возник у него столь устойчивый на долгие годы интерес к евреям и Израилю.
Вряд ли у него были, пусть даже и весьма «отдаленные» еврейские корни. Во всяком случае, сам он, по свидетельствам современников, которые были с ним лично знакомы — никогда об этом не упоминал.
Быть может, он ощутил духовную близость с носителями Имени Всевышнего, восхищаясь мудростью и красотой еврейской традиции?
В это, судя по тому, как он жил — тоже не очень-то верится.
О нем написано много статей и книг. И почти все их авторы и составители сходятся в одном: Дали никогда не был последовательным сторонником или поклонником каких-либо религий, модных в его время политических, общественных и прочих течений. Он презирал общепринятые поведенческие нормы (хотя бы потому, что они — общеприняты). И всю свою жизнь признавал в основном одну мировоззренческую теорию — «далиизм», в которую, кстати сказать, можно было уложить бесконечно многое.
Тайна Сальвадора Дали, связанная с еврейским периодом, возможно, приоткроется, если обратить внимание на даты, ознаменовавшие это его увлечение, и сопоставить их с событиями, которые происходили тогда.
1948 год — дата образования государства Израиль.
В том же, 1948-м, Сальвадор Дали после долгих скитаний по миру (он жил, в частности, во Франции и США) — навсегда возвращается туда, где он родился и рос, в родную Испанию.
Быть может, его личные, связанные с этим переживания каким-то неведомым образом переплелись в его необычном восприятии действительности — с историей евреев, которые много веков были лишены собственной страны и теперь возвращались на землю предков?
Так или иначе, работы Дали «еврейского» периода — разительно отличаются от всего того, что было создано им ранее и потом. В них остается лишь свойственная художнику неуемная экспрессия, которая здесь овеяна неким ореолом романтики. Но совершенно отсутствуют привычные для его творческого подчерка уродливо гипертрофированные искажения реальных образов. В них нет ни эпатажа, ни ужасающих монстров и чудищ, характерных для его широко известных публике произведений.
Станковые работы Дали на еврейскую тему, выполненные в импрессионистской манере, пронизаны глубоким лиризмом, чувством серьезного, искреннего сопереживания изображенным им персонажам. Это мы видим, к примеру, в созданном художником в 1968 году цикле графических листов под общим названием «Алия» (то есть — возвращение евреев в
Эрец Исраэль, на Землю Израиля).
В цикле «Алия» — 25 листов (возможно, их было больше, точно мы это не знаем). В их числе — корабль, подплывающий к берегам
Эрец Исраэль («На берегах Свободы»), батальная сцена времен войны за Независимость («Битва за Иерусалим»), народ, празднующий победу над врагом («Победная благодарственная песнь»), изображение мирной жизни Израиля («Земля возвращается к жизни»),
софер, переписчик текста Торы над Свитком («Потому что это — жизнь и продление дней твоих»), евреи у Западной стены Иерусалимского Храма, Стены Плача, точнее — той ее части, которая сохранилась до наших дней («Стена Плача») и т.д.
Позднее Дали пишет еще несколько циклов работ на еврейскую тему. Это — «Песнь Песней» (1971 г.), «Двенадцать колен народа Израиля» (1973 г.), «Наши пророки» (1975 г.)…
В 1973 году, в честь 25-летия со дня образования государства Израиль, им создана и серия из 12-ти серебряных медалей, в которой каждая олицетворяет одно из колен народа Израиля. На лицевой стороне выгравирован образ колена в представлении Дали, на обратной — печать, название колена, дата и подпись Дали.
Быть может, не все знают, что 5-метровая бронзовая «Менора Мира», установленная в 1998 году у входа в израильский аэропорт имени Бен-Гуриона — тоже работа Сальвадора Дали.
«Тебе, народ Израиля, тебе, избранный народ, вам, сыновья Авраама, Ицхака и Яакова... — написал Сальвадор Дали в своем дневнике, — я посвятил эту Менору и «Стену Плача». Молитесь во славу Всевышнего… Хочу видеть в сиянии этих ясных и радостных огней уважение к вашему народу».
И еще. В 2012 году к верхним воротам Старого города в Иерусалиме, которые ведут на площадь перед Западной Стеной — прикрепили одну из самых больших мезуз в мире (ее длина — 1,4 метра, диаметр — 25 см, вес — 40 кг), которая помещена в бронзовый футляр работы Сальвадора Дали…