ЛЕХ ЛЕХА 
"ЛЕХ ЛЕХА"
ЛЕХ ЛЕХА 
Чтение текста
Афтары

"ЛЕХ ЛЕХА"

9.11.2024, 8 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате Сота



Untitled Document

1 ияра 5761 года (24 апреля 2001 года)

 

ТРАКТАТ Сота

Лист 37

Проблема свободы выбора — одна из важнейших в Торе. Рамбан приводит парадоксальную антиномию. Свобода выбора, утверждает он, — отрицательное явление, потому что она дана людям в наказание за ошибку первого человека на земле, Адама. До того внутри человека зла не было.

Но вот Адам ослушался Всевышнего. Творец обещал ему плод после первого Шаббата. Адам нарушил запрет и взял плод раньше времени. В этот момент в его существо вошло зло.

С другой стороны, пишет Рамбан, — свобода выбора — это Б-жественная черта; она характеризует только Всевышнего и человека.

Когда евреи входили в землю кнаанскую, чтобы предоставить им возможность реализовать свободу выбора, Всевышний говорит им: “…Я даю перед вами благословение и проклятие. Благословение, если вы будете слушать заповеди Всевышнего, которые Я заповедую вам сегодня. И проклятие, если не будете слушать заповеди Всевышнего и свернете с пути, который я заповедую вам сегодня…” (Дварим, 11-26:28).

Гемара возвращается к обсуждению подробностей получения благословения и проклятия сынами Израиля. Это происходило на горе Гризим и на горе Эваль.

Сказал раби Элиэзер бен Яаков: не может быть, чтобы колено Леви находилось внизу между двух гор, ведь написано — “Эти встанут благословлять народ на горе Гризим… Шимшон, Леви и Иеѓуда…” (Дварим, 27-12); и не может быть, чтобы левиты находились наверху, потому что у пророка сказано — “И весь Израиль и старейшины его, и хранители, и судьи стоят с той и другой стороны Ковчега (Арон Кодеш) напротив священников-левитов, несущих Ковчег Завета Всевышнего…” (Иеѓошуа, 8-33). Следовательно, левиты были внизу? Как объяснить это противоречие?

Старейшины коэнов и левитов стояли внизу, а остальные — наверху (в еврейском народе существуют три сословия: коэны — потомки Аарона-первосвященника по отцовской линии; левиты — потомки Леви, деда Аарона; исраэль — остальные).

Раби Аша утверждает: Все левиты, пригодные для службы в Храме, находились внизу, остальные (по молодости или по старости непригодные для службы) стояли наверху.

Раби считает, что все стояли внизу и только поворачивали лица свои — то в сторону горы Гризим, то в сторону горы Эвал. Но почему же написано “…Эти встанут благословлять народ на горе Гризим”?

Дело в том, что предлог на, употребленный в цитате, на иврите — аль. И у него есть второе значение — “рядом”. Значит, и здесь подразумевается — внизу, близко к горе, но не на ее склоне и не на вершине.

Откуда берется у нас такая уверенность?

Написано о Мишкане (Переносном Храме): “И поставишь ты там Ковчег Свидетельства (Арон Кодеш) и положишь на (аль) Арон завесу” (Шемот, 40-3). Однако известно, что Арон Кодеш сверху не накрывали завесой. Следовательно, и здесь предлог (аль) не следует переводить, как предлог на. По аналогии в нашем случае тоже делаем вывод, что народ стоял у подножия гор.

Учили в Мишне: сыны Израиля поворачивали лица в сторону горы Гризим и начинали благословлять. От мудрецов известно: было общее благословение на выполнение заповедей Торы и — частное, связанное с подробностями их соблюдения, обусловленное индивидуальными обстоятельствами или чертами. То же самое и с проклятиями.

Раби Ишмаэль сказал: общие правила заповедей были даны на Синае, а подробности Всевышний объяснил Моше в шатре (в пустыне).

Утверждает раби Акива: и общие, и частные правила дал Всевышний на Синае, а в шатре, в пустыне, Он их только повторил. Третий раз учили их евреи в степях Моава (Книга Дварим).

На каждую заповедь Всевышний заключил 48 бритот (союзов). Каждый еврей принял на себя заповеди и поручился за своих соплеменников.

Сказали мудрецы: на каждую мицву (заповедь) в Торе — 48 союзов 603 тысяч 500 евреев.

Утверждал раби Иеѓуда, ссылаясь на слова Реш Лакиша: в основе главы о благословениях и проклятиях — запрет на интимные отношения с замужней женщиной.

Написано: “Проклят человек, который сделает идола…” (Дварим, 27-15). Но при чем здесь запрещенные сексуальные отношения?

Объясняет Гемара: некто вступил в связь с запрещенной ему женщиной, и родился в результате мамзер (незаконнорожденный); мамзеру нельзя жениться на еврейке, пошел он к неевреям и стал заниматься аводой зарой (чужой работой, идолопоклонством) — прокляты отец и мать этого человека.

Все, что сказано в проклятиях, тем или иным образом связано с грехом запрещенных Торой сексуальных отношений.

Написано: “…дашь благословение на горе Гризим и проклятие на горе Эвал” (Там же, 11-29). Но ведь еще раньше сказано: “…эти встанут благословлять народ на горе Гризим… эти встанут проклинать на горе Эвал” (Там же, 27-12,13).

Речь идет о порядке произнесения, — подчеркивает Гемара, — сначала говорили браху (благословение), потом — проклятие. Но, может быть, сначала следовало говорить все благословения, а потом все проклятия?

Но нет, слова браха и проклятие написаны в единственном числе.

Как браху произносили левиты в полный голос, так и проклятие говорили в полный голос. Благословение читали на Святом Языке. Так и проклятие — на Святом Языке. Как благословение было частным и общим, так и проклятие — частным и общим. И на проклятие, и на благословение народ отвечал: “Амен”.

Если благословение столь явно отличается от проклятия, как тогда реализуется свобода выбора. Кто же выберет зло, если рядом — столь очевидное добро?

Из традиционных еврейских источников узнаем: зло в реальности может выдавать себя за добро — смерть надевает маску жизни, проклятие прикидывается благословением. Нужно обладать хорошим духовным зрением, чтобы отличить плохое от дурного и сделать свой выбор.



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
42 43 44 45 46 47 48 49

Место в Талмуде: 

   
В третьем разделе Талмуда - Нашим (всего - шесть разделов). Сота здесь - пятый трактат. Состоит из 9 глав, 49 листов.

Почему трактат так называется?

   
«Сота» на иврите - женщина, сбившаяся с правильного пути. Речь идет о замужней женщине, спровоцировавшей обоснованные или необоснованные подозрения тем, что нарушила «заповедь скромности» в отношениях с посторонним мужчиной.  

Краткое содержание трактата

   
Знаменитая библейская книга Песнь песней рассказывает об отношениях возлюбленных, о вдохновенном чувстве мужчины, которое он испытывает к своей избраннице, девушке-невесте. Но все это - лишь метафора.

На самом деле здесь описаны отношения Всевышнего с еврейским народом.

Та же модель имеет свое продолжение в столь же метафорических рассуждениях Талмуда об отношениях мужа и жены.

Рассматривается ситуация, когда женщина ищет близости (или уже вступила в связь) с посторонним мужчиной.

Мы, соответственно, переносим ее на еврея (или группу евреев), который нарушает законы еврейского образа жизни и ищет опору в ином мировоззрении.

Одна из заповедей Торы дает «земное» описание данной ситуации. В книге Бамидбар (гл. 5, ст. 11-31) читаем:

«…каждый человек, жена которого сойдет с праведного пути и нарушит верность ему, и вступит в интимные отношения с другим мужчиной, и скроется это от глаз мужа… Укрылась она и совершила… а свидетеля против нее нет, при этом совершила она это без насилия… И нашел на мужа дух ревности [почувствовал он неладное] и предупредил он ее, и она [все равно] совершила…» (сокращенный вариант перевода).

Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Зарабатывает он мало. Выходить ли за него замуж?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля