ВАЙЕЦЕ 
"ВАЙЕЦЕ"
ВАЙЕЦЕ 
Чтение текста
Афтары

"ВАЙЕЦЕ"

3.12.2024, 2 Kislev, 5785

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате Сота



Untitled Document


11 ияра 5761 года (4 мая 2001 года)

 

ТРАКТАТ Сота

Лист 47

 

В философии есть понятие “антиномия”, когда два положения одинаково верны, но противоречат друг другу.

Один из величайших комментаторов Торы, Рамбан, обсуждая проблему свободы выбора, приводит такое размышление. Свобода выбора, — пишет он, — явление отрицательное, потому что человечество приобрело такую возможность только после того, как первый человек, Адам, совершил ошибку. До этого внутри человека не было зла. Однако свобода выбора — доступна лишь Всевышнему и человеку. Значит, это явление положительное.

Попробуем дать иллюстрацию к высказыванию Рамбана. Представим себе деревянную лестницу. Внизу — широкие ступени. Сфера выбора не ограничена рамками. Человек поднимается выше и выше, познает различные грани закона, данного Всевышним. Ступени сужаются. Но даже на самой высокой ступени Творец не лишает человека свободы выбора. Меняются лишь ее ракурсы и нюансы. У верхних ступеней есть одно преимущество — они прочнее. Нижние — непрочные, потому что широкие. В любую секунду грозят обломиться.

Здесь мы встречаемся еще с одной антиномией, непостижимой человеческим разумом. Всеобъемлющее знание Всевышнего, которому известно все, что было, есть и будет, не отменяет свободу выбора. Человеку неведомо то, что ведомо Творцу, и поэтому каждое мгновение своей жизни он должен выбирать между добром и злом, плохим и хорошим, истиной и ложью.

“Если бы Всевышний решал, быть человеку праведником или злодеем… — пишет Рамбам, — как бы Он мог заповедать нам через пророков: делай то и не делай этого, улучши свои пути… Какой смысл имела бы тогда вся Тора?..” (Мишне Тора, 5-4).

Если все происходит по воле Творца, о какой свободе выбора идет речь? Это — третья антиномия.

“Знай, — пишет Рамбам, — что все по воле Его… По воле Его огонь и воздух поднимаются вверх. Вода и земля спускаются вниз… также пожелал Он, чтобы право выбора было в руках человека, и чтобы человек решал, как ему поступать… руководствуясь разумом, который дал ему Всевышний…” (Там же). Всевышний призывает человека к нравственности, но не заставляет быть нравственным. Человеку предоставлена возможность отказаться принять на себя Закон, и тогда земной суд, в отличие от вечного Небесного, теряет свою власть.

Гемара сообщает важные исторические сведения. Когда умножились случаи убийств, телицу прекратили приносить в жертву. “Если найден будет убитый… и неизвестно, кто убил его… старейшины ближайшего города… проломят затылок телице, омоют над ней руки и скажут: …Глаза наши не видели [преступления]. Искупи народу Твоему… и искупится им кровь…” (Дварим, 21-1:9).

Телицу приносили в жертву, если не знали, кто убийца. Когда убийства участились и преступников находили, принесение телицы в жертву потеряло смысл. Точно также, когда распространился разврат, испытывать горькой водой в Храме перестали. До этого сота (свернувшая с праведного пути женщина, подозреваемая мужем в измене) проходила в Храме особую проверку: если она была на самом деле неверна своему мужу, выпив горькую воду, она умирала. При этом испытание было эффективным лишь в том случае, если муж был чист от подобных проступков.

Передал народу пророк Ошейа слово Всевышнего: “Не взыщу Я с дочерей ваших развратничающих и с невесток ваших прелюбодействующих, ведь они [мужья] сами уединяются с блудницами… ” (Ошейа, 4-14).

Гемара показывает, что, только принимая на себя нравственный Закон, данный Творцом, люди могут создать справедливое общество, в котором умеют различать добро и зло, судят по чести без подкупа, создают чистые, прочные семьи.

Почему Гемара так часто говорит о семье? Потому что именно с брака начинается создание общества. Или — его разрушение. “Б-г любит семью и ненавидит разврат. Совратите евреев, и Б-г отвернется от них”, — сказал враг Израиля, когда провалились его попытки проклясть евреев, и он понял, как лишить их защиты Всевышнего.

Тора подчеркивает, что евреи вышли из рабства семьями. В то время, как в самом Египте семьи были разрушены. Последняя обрушившаяся на эту страну казнь — гибель первенцев. И это было воздаянием за нарушение института семьи: у египтянки могло быть несколько первенцев от разных мужей, у египтянина — много первенцев от разных женщин.

Сказал Создатель: “…Нехорошо быть человеку одному…” (Берешит, 2-18). И появилась первая в мире семья. С тех пор Всевышний заповедал мужчинам и женщинам вступать в брак. Преданные друг другу супруги удостаиваются невидимого сияния Шхины (Б-жественного присутствия).



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
42 43 44 45 46 47 48 49

Место в Талмуде: 

   
В третьем разделе Талмуда - Нашим (всего - шесть разделов). Сота здесь - пятый трактат. Состоит из 9 глав, 49 листов.

Почему трактат так называется?

   
«Сота» на иврите - женщина, сбившаяся с правильного пути. Речь идет о замужней женщине, спровоцировавшей обоснованные или необоснованные подозрения тем, что нарушила «заповедь скромности» в отношениях с посторонним мужчиной.  

Краткое содержание трактата

   
Знаменитая библейская книга Песнь песней рассказывает об отношениях возлюбленных, о вдохновенном чувстве мужчины, которое он испытывает к своей избраннице, девушке-невесте. Но все это - лишь метафора.

На самом деле здесь описаны отношения Всевышнего с еврейским народом.

Та же модель имеет свое продолжение в столь же метафорических рассуждениях Талмуда об отношениях мужа и жены.

Рассматривается ситуация, когда женщина ищет близости (или уже вступила в связь) с посторонним мужчиной.

Мы, соответственно, переносим ее на еврея (или группу евреев), который нарушает законы еврейского образа жизни и ищет опору в ином мировоззрении.

Одна из заповедей Торы дает «земное» описание данной ситуации. В книге Бамидбар (гл. 5, ст. 11-31) читаем:

«…каждый человек, жена которого сойдет с праведного пути и нарушит верность ему, и вступит в интимные отношения с другим мужчиной, и скроется это от глаз мужа… Укрылась она и совершила… а свидетеля против нее нет, при этом совершила она это без насилия… И нашел на мужа дух ревности [почувствовал он неладное] и предупредил он ее, и она [все равно] совершила…» (сокращенный вариант перевода).

Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Возникают проблемы с коллегами по работе


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля