О Трактате Сота
Untitled Document
19
нисана 5761 года (12 апреля 2001 года)
ТРАКТАТ
Сота
Лист
25
Вступая
в брак, мужчина и женщина берут на себя определенные
нравственные обязательства. Одна из основных обязанностей
женщины - соблюдение закона скромности.
Спрашивает Гемара: обязан ли муж предупредить жену,
что собирается развестись с ней без ктубы (без выплаты
суммы, означенной в брачном договоре), т. к. она
нарушила законы скромности.
С одной стороны, о чем говорить? Ведь женщина, пренебрегая
законами, и без того знает, что поступает плохо.
Но с другой стороны, у ней всегда есть возможность
исправиться, и тогда при разводе ей полагается выплата
по ктубе.
Мы учили, что невеста после обручения, спровоцировав
подозрения жениха, не пьет горькую воду и не получает
ктубу. Но жених предварительно ее предупреждает...
О чем, собственно? - уточняет Гемара. - Разве не
о потере ктубы?
Речь, конечно же, идет не об этом, - утверждает
Абайе. - Жених предупреждает невесту: если она уединится
с посторонним мужчиной, то будет навсегда запрещена
своему жениху, и свадьба не состоится.
Сказал рав Папа: женщине известно, что, уединившись
с посторонним мужчиной, она нарушает законы скромности;
однако муж все равно обязан предупредить
ее, чтобы потом, в случае необходимости, стала реальной
проверка горькой водой. Рава напоминает ситуацию,
когда мужчина и женщина вступают в брак, запрещенный
законами Торы. Первосвященник, например, женился
на вдове; или коэн женился на разведенной - попав
под подозрение, жены не пьют горькую воду и получают
развод без соблюдения договора. Однако предупреждение
получают и они. О чем говорят им?
Конечно же, не о том, что, пренебрегая своими обязательствами,
они будут запрещены своим мужьям - такой запрет
существует изначально, еще до свадьбы. Стало быть,
речь идет лишь об утрате ктубы. Без предупреждения
лишить женщину денег, причитающихся ей по брачному
договору, невозможно.
Сказал раби Ханина: если муж - глухонемой, или сошел
с ума, или оказался в тюрьме, жену предупреждает
о последствиях бейт-дин (суд). Но в этом случае
(так написано в Мишне) женщина лишь теряет право
на ктубу, а проверку горькой водой не проходит.
Интересен сам факт, что Гемара часто рассматривает
кризисные, экстремальные ситуации. Там, где все
развивается без аномалий, проблемы и вопросы обычно
не возникают.
Рассматривая различные обстоятельства, Гемара дает
нам понять, что практически в любом случае женщине
говорят о возможной утрате ктубы. Нетрудно сделать
вывод, что жена, которая забывает о законах скромности,
всегда нуждается в предупреждении.
Почему же некоторые мудрецы не дают такое объяснение?
- спрашивает Гемара.
И отвечает: они говорят, что предупреждение жены
играет свою роль, когда муж юридически недееспособен
(в случаях, указанных Мишной), если же он и фактически,
и юридически вполне отвечает за себя, необходимость
в предупреждении отпадает.
Что по этому поводу написано в Ѓалахе? По еврейскому
Закону, жена, нарушающая запреты Торы - не окунается
в микву, кормит мужа некошерной пищей, игнорирует
законы скромности - нуждается в предупреждении.
Если есть свидетели, что необходимые слова ей высказаны,
при разводе она не получает ктубу.
Источник высокой ответственности, которая возлагается
на женщину, - в тайнах Творения. Как передает нам
еврейская традиция, Всевышний, создавая женщину,
заложил в духовных мирах повеление: "Будь скромной!
Будь скромной!..".
.
Место в
Талмуде:
В
третьем разделе Талмуда - Нашим
(всего - шесть разделов). Сота
здесь - пятый трактат. Состоит
из 9 глав, 49 листов.
Почему
трактат так называется?
«Сота»
на иврите - женщина, сбившаяся
с правильного пути. Речь идет о
замужней женщине,
спровоцировавшей
обоснованные или
необоснованные подозрения тем,
что нарушила «заповедь
скромности» в отношениях с
посторонним мужчиной.
Краткое
содержание трактата
Знаменитая
библейская книга Песнь
песней рассказывает об
отношениях возлюбленных, о
вдохновенном чувстве мужчины,
которое он испытывает к своей
избраннице, девушке-невесте.
Но все это - лишь метафора.
На
самом деле здесь описаны
отношения Всевышнего с
еврейским народом.
Та
же модель имеет свое
продолжение в столь же
метафорических рассуждениях
Талмуда об отношениях мужа и
жены.
Рассматривается
ситуация, когда женщина ищет
близости (или уже вступила в
связь) с посторонним мужчиной.
Мы,
соответственно, переносим ее
на еврея (или группу евреев),
который нарушает законы
еврейского образа жизни и ищет
опору в ином мировоззрении.
Одна
из заповедей Торы дает «земное»
описание данной ситуации. В
книге Бамидбар
(гл. 5, ст. 11-31) читаем:
«…каждый
человек, жена которого сойдет
с праведного пути и нарушит
верность ему, и вступит в
интимные отношения с другим
мужчиной, и скроется это от
глаз мужа… Укрылась она и
совершила… а свидетеля против
нее нет, при этом совершила она
это без насилия… И нашел на
мужа дух ревности [почувствовал
он неладное] и предупредил он
ее, и она [все равно] совершила…»
(сокращенный вариант перевода).
Новая страница 1
|