О Трактате Сота
Untitled Document
15 нисана 5761
года (8 апреля 2001 года)
ТРАКТАТ Сота
Лист
21
Всевышний
заповедал мужчинам и женщинам вступать в брак и создавать семью. Преданные друг
другу муж и жена удостаиваются невидимого сияния Шхины (Б-жественного присутствия).
Измена разрушает святость брака. Всевышний не позволяет безнаказанно нарушать
законы любви (впрочем, как и все остальные).
Сота (свернувшая с праведного пути женщина, жена, подозреваемая мужем
в измене) проходила в Храме особую проверку горькой водой. Выпив такую воду,
неверная жена умирала.
Гемара сообщает, что гибельное воздействие горькой воды может не проявиться
сразу, если у женщины есть какие-то заслуги перед Небесами.
Какие? - спрашивает Гемара. И обсуждает эту тему.
Речь явно не идет здесь об изучении Торы - у женщины нет такого обязательства.
А если человек делает хорошее, но не то, что ему заповедано, награда за это,
конечно, полагается, однако совсем небольшая.
Может быть, какие-то добрые дела защищают соту? Неужели у заповеди есть такая
сила? Ведь учили мы: "…Свеча - мицва, а Тора - свет" (Мишлей, 6-23).
Раби Менахем бар Йоси объясняет: Писание сравнивает заповедь со свечой, и Тору
- со светом, подразумевая, что свеча светит человеку пока горит. Так и мицва
защищает человека лишь в момент совершения действия. Тора - свет, существующий
вечно, и Тора защищает человека всегда.
Сказано: "Пока идешь, Тора будет направлять тебя; когда ляжешь, будет охранять
тебя и когда пробудишься, будет беседовать с тобой" (Мишлей, 6-22).
Как понимать эту фразу? Слова "пока идешь" относятся к человеческой жизни в
этом мире; "когда ляжешь" - означает "после смерти"; "когда пробудишься" - речь
идет о Будущем Мире, после оживления мертвых, которое произойдет в конце времен.
Гемара описывает путь людей в этом мире красивой метафорой.
Жизнь человека, бредущего ночью во тьме сквозь туман, полна опасностей. Колючки,
ямы, чертополох, злые звери, разбойники… - все угрожает ему. Он не знает, по
какой дороге идти. Факел в руке поможет ему уберечься от ям и чертополоха… Но
по-прежнему в его душе - страх. По-прежнему он боится, что нападут на него дикие
звери или разбойники… Боится заблудиться…
И вот поднимаются первые рассветные лучи, - так Гемара говорит об изучении Торы.
- Спасен будет путник от злых зверей и разбойников. Они боятся света. Но он
не знает пока, какой дорогой ему надо идти.
И вот он добрел до перекрестка и понял, куда он должен повернуть. Теперь он
спасен окончательно…
Грех, проступок может "погасить свечу", но не в состоянии отвратить человека
от изучения Торы, как сказано в Песне песней (8-7): "Воде не погасить любовь".
Любовь - причина и следствие изучения Торы. Это любовь к Истине.
Может ли мицва, совершенная женщиной раньше, защитить ее в момент, когда она
пьет горькую воду? - спрашивает Гемара.
Учит рав Йосеф: мицва в тот момент, когда человек занят добрыми делами, защищает
его и спасает от злого начала, в другое время - защищает от бедствия, но не
спасает от йецер-а- ра (злого начала).
Тора, когда человек учит ее и когда закрывает книгу - защищает и спасает.
Возражает раву Йосефу Рава: Тора, когда человек ее изучает, спасает и защищает;
когда перестает заниматься, лишь защищает от бедствия, но не спасает от йецер-а-ра.
Мицва всегда защищает от бедствия, и никогда не спасает от йецер-а-ра.
"Да, на женщину не распространяется заповедь учить Тору, - говорит Равина, -
он она получает награду с Небес за то, что посылает учиться мужа и сыновей,
готовит еду, чтобы накормить их, когда они вернутся из бейт-мидраша (дома учения).
Эта заслуга может помочь соте".
Гемара возвращается к разъяснению аналогий между добрыми делами и изучением
Торы, снова сравнивая ее с факелом, рассветом и перекрестком дорог. Когда талмид-хахам
(букв.: ученик мудрый, знаток Талмуда), которому Тора освещает жизненный путь,
уходит из земной жизни, ему ясно, куда он идет. Рав Нахман бар Ицхак заметил:
талмид-хахам боится греха, и это направляет его изучение Торы в нужное русло.
Выйдя из Египта в 1312 г. до н.э., сыны Израиля не месяц, не год, а 40 лет учили
Тору в пустыне. Это оказало такое влияние на историческую память Израиля, что
с тех пор постижение Торы стало главным занятием еврейского народа. От того,
насколько серьезно евреи учат Тору и соблюдают ее законы, зависит благополучие
всего мира. "Если бы не Мой Союз (действующий днем и ночью - т.е. изучение Торы),
- сказал Всевышний, - Я бы не основал законы неба и земли" (Ирмиягу, 33-25).
Место в
Талмуде:
В
третьем разделе Талмуда - Нашим
(всего - шесть разделов). Сота
здесь - пятый трактат. Состоит
из 9 глав, 49 листов.
Почему
трактат так называется?
«Сота»
на иврите - женщина, сбившаяся
с правильного пути. Речь идет о
замужней женщине,
спровоцировавшей
обоснованные или
необоснованные подозрения тем,
что нарушила «заповедь
скромности» в отношениях с
посторонним мужчиной.
Краткое
содержание трактата
Знаменитая
библейская книга Песнь
песней рассказывает об
отношениях возлюбленных, о
вдохновенном чувстве мужчины,
которое он испытывает к своей
избраннице, девушке-невесте.
Но все это - лишь метафора.
На
самом деле здесь описаны
отношения Всевышнего с
еврейским народом.
Та
же модель имеет свое
продолжение в столь же
метафорических рассуждениях
Талмуда об отношениях мужа и
жены.
Рассматривается
ситуация, когда женщина ищет
близости (или уже вступила в
связь) с посторонним мужчиной.
Мы,
соответственно, переносим ее
на еврея (или группу евреев),
который нарушает законы
еврейского образа жизни и ищет
опору в ином мировоззрении.
Одна
из заповедей Торы дает «земное»
описание данной ситуации. В
книге Бамидбар
(гл. 5, ст. 11-31) читаем:
«…каждый
человек, жена которого сойдет
с праведного пути и нарушит
верность ему, и вступит в
интимные отношения с другим
мужчиной, и скроется это от
глаз мужа… Укрылась она и
совершила… а свидетеля против
нее нет, при этом совершила она
это без насилия… И нашел на
мужа дух ревности [почувствовал
он неладное] и предупредил он
ее, и она [все равно] совершила…»
(сокращенный вариант перевода).
Новая страница 1
|