О Трактате Сота
Untitled Document
12
ияра 5761 года (5 мая 2001 года)
ТРАКТАТ Сота
Лист 48
Иерусалимский Храм —
единственное место на земном
шаре, где происходит
соединение Небес с Землей, их
слияние духовное и
материальное. Недаром сказал
об этом один из наших
праотцев: “Здесь Дом
Всевышнего. Здесь врата
Небесные” (Берешит ,
28-17).
На иврите Храм, как известно
— Бейт-а-Микдаш. Трудно
адекватно перевести это
выражение. Оно состоит из
двух слов: бейт — дом и кдуша
— отделенность,
предназначенность для какой-то
определенной миссии, цели.
Итак, получается Дом Кдуши ,
Дом,
предназначенный для…
Еврейская традиция
утверждает: с духовной точки
зрения мир кдуши — это
мир единства, мир гармонии. В
создании мира гармонии
огромное значение имеет
каждое совершаемое в Храме
действие.
В Бейт-а-Микдаше было много
чудес. О том, как царь Шломо
строил Храм, написано: “…И
Дом (Храм) строился из
цельного [обтесанного
камня],
ни молота, ни топора, никакого
другого железного орудия не
было слышно… при постройке”
(Мелахим,
1-7).
По мнению Рамбана, царь
Шломо добавил к тому, что
заповедал Всевышний: “…И
построишь… жертвенник
Всевышнему, Б-гу твоему,
жертвенник из камней, и не
поднимай на них железа…” (Дварим,
27-5). Это условие связано с тем,
что из железа делают орудия
убийства, а Храм и все, что в
нем находится, служит миру и
продлению жизни.
Но чем же обтесывали камни?
Вспомним, как когда-то Моше-рабейну
в пустыне вырезал имена 12
колен народа Израиля на
камнях эйфода (одежды
первосвященника). Гемара
сообщает, что на этих камнях
не писали чернилами, ибо
сказано: “…резьбою печати” (Шемот,
28-21); и не чертили по ним
резцом, потому что написано:
“…по наполнению их” (Там же,
17). Резец оставляет на камне
борозды. А в данном случае
требовалось, чтобы камни
оставались целыми и после
того, как на них появятся
имена. Как же поступали?
Писали буквы чернилами и
направляли на них шамир, и
камни как будто бы лопались
по буквенным линиям — как
лопаются плоды инжира в
солнечные дни, и при этом от
них ничего не убывает; как
трескается почва во время
дождей, и при этом ее не
становится меньше.
Что же представляет собой
этот шамир? Это особый
червь толщиной в волосок,
который создан в первые шесть
дней Творения.
“В последнее время все
больше используют лучи для
резки различных материалов,
— пишет в своей статье раввин
З.Коэн. — И это делает процесс
более точным и чистым.
Сегодня лазеры применяют во
многих отраслях: от обработки
алмазов — до медицины.
Хотя излучение, как
электричество,
распространены в природе,
наука сравнительно недавно
узнала об этих явлениях, а
приспособила их для своих
целей только в нашем веке. Что
же касается лазеров, их
вообще начали использовать
лишь несколько десятков лет
назад…
Если бы сейчас жили мудрецы
Торы, они, наверное, не
слишком удивились бы, увидев,
что современные ученые
поставили себе на службу
излучение… поскольку им была
известна природная сила
излучения — червь шамир” (Использование
излучения, цит. по
изданию Тора с небес. Тора
и наука, Иерусалим, 1999 г.).
Нет такого материала в мире,
— утверждает Гемара, —
который не поддается
воздействию излучения шамира .
Как хранили шамир? —
спрашивает Гемара. И отвечает:
его заворачивали в шерсть и
помещали в свинцовый сосуд.
“В нашем веке выяснилось, —
пишет раввин З.Коэн, — что
радиоактивные и другие лучи,
способные проникать сквозь
все материалы, представляют
огромную опасность для
человека, и их может
задержать только свинец,
который и используют при
работе с различными видами
излучения как защиту” (Там же).
Шамир — тайна природы,
которую Творец открыл людям в
Торе.
Место в
Талмуде:
В
третьем разделе Талмуда - Нашим
(всего - шесть разделов). Сота
здесь - пятый трактат. Состоит
из 9 глав, 49 листов.
Почему
трактат так называется?
«Сота»
на иврите - женщина, сбившаяся
с правильного пути. Речь идет о
замужней женщине,
спровоцировавшей
обоснованные или
необоснованные подозрения тем,
что нарушила «заповедь
скромности» в отношениях с
посторонним мужчиной.
Краткое
содержание трактата
Знаменитая
библейская книга Песнь
песней рассказывает об
отношениях возлюбленных, о
вдохновенном чувстве мужчины,
которое он испытывает к своей
избраннице, девушке-невесте.
Но все это - лишь метафора.
На
самом деле здесь описаны
отношения Всевышнего с
еврейским народом.
Та
же модель имеет свое
продолжение в столь же
метафорических рассуждениях
Талмуда об отношениях мужа и
жены.
Рассматривается
ситуация, когда женщина ищет
близости (или уже вступила в
связь) с посторонним мужчиной.
Мы,
соответственно, переносим ее
на еврея (или группу евреев),
который нарушает законы
еврейского образа жизни и ищет
опору в ином мировоззрении.
Одна
из заповедей Торы дает «земное»
описание данной ситуации. В
книге Бамидбар
(гл. 5, ст. 11-31) читаем:
«…каждый
человек, жена которого сойдет
с праведного пути и нарушит
верность ему, и вступит в
интимные отношения с другим
мужчиной, и скроется это от
глаз мужа… Укрылась она и
совершила… а свидетеля против
нее нет, при этом совершила она
это без насилия… И нашел на
мужа дух ревности [почувствовал
он неладное] и предупредил он
ее, и она [все равно] совершила…»
(сокращенный вариант перевода).
Новая страница 1
|