New Page 1
|
|
О Трактате Сота
Untitled Document
4 ияра 5761 года (27
апреля 2001 года)
ТРАКТАТ Сота
Лист 40
Святой Язык, буквами
которого Всевышний создавал
мир — непростое явление. 22
буквы Святого Языка — это 22
вида духовного света, того
первозданного света, который
существовал в начале
творения. Поэтому есть такие
молитвы, которые следует
произносить только на иврите.
Одна из них — благословения,
которые возносил Всевышнему
первосвященник в Храме в Йом
Кипур после чтения Торы:
благословение на Тору, на
проведенную службу в Храме,
благословение-благодарность
Творцу, благословение на
прощение грехов,
благословение на Храм (Бейт-а-Микдаш),
благословение коэнов,
благословение Иерусалима, о
котором сказал Всевышний: “Со
дня, когда Я вывел народ Мой
из земли египетской, не
выбрал Я города ни в одном из
колен Израилевых для
строительства дома, чтобы Имя
Мое пребывало там… Но изберу
Иерусалим, чтобы там
пребывало Имя Мое…” (Диврей
гаямим ,
2-6-5:6).
Интересно, что слово Бейт-а-Микдаш
в буквальном переводе — Дом
Святости. Смысл понятия кдуша
— предназначенность для
определенной миссии.
Еврейская традиция
утверждает: с духовной точки
зрения, мир кдуши — мир
единства, мир гармонии.
Иерусалимский Храм — особое
место на земном шаре, где
Небеса сливаются с Землей,
где духовное соединяется с
материальным. Недаром один из
наших праотцев пророчески
сказал о месте, на котором
впоследствии будет построен
Бейт-а-Микдаш: “… Есть
присутствие Всевышнего в
месте этом… это… Дом
Всевышнего, это врата
небесные…” (Берешит ,
28-16:17).
Йом Кипур — особый день
еврейского календаря. Это
великий пост-праздник, День
Искупления, День Очищения.
В еврейской традиции
существует пророчество, что в
будущем все дни недели станут
праздничными. Каждому дню
недели соответствует
определенная сфира —
духовный канал воздействия
Всевышнего на наш мир.
Календарь Торы — самый
древний. Он отсчитывает дни
от первой недели Творения. Йом-ришон
— первый после субботы, шаббата,
день (воскресенье) связан со
сфирой хесед (милосердие).
Сказано, что каждый йом-ришон
мы будем отмечать Песах —
праздник нашего освобождения
из египетского рабства,
освобождения, которое
произошло благодаря
бесконечному милосердию
Всевышнего.
В йом-шени (понедельник)
открывается канал гвура (сила,
закон). Этот день станет
праздником Рош-Ашана,
праздником справедливого
воздаяния, которое Всевышний
посылает человеку, взвесив
его поступки. Понятно, что все
это не означает, что человек
должен оценивать свое
поведение только раз в неделю,
по понедельникам. Равно, как и
то, — что в понедельник в мире
отсутствует милосердие
Творца, хотя, очевидно,
выражение “понедельник —
день тяжелый” вовсе не
лишено смысла.
В йом-шлиши (вторник)
доминирует сфира тиферет,
связанная с изучением Торы. В
созданном Всевышнем мире
существуют соответствия
творений и явлений друг другу.
Каждой сфире, например,
соответствует свой цвет. Хесед
— белый, гвура — красный, тиферет
— изучение Торы — зеленый,
цвет нашего мира, цвет жизни.
В йом-шлиши (вторник) мы
будем праздновать Шавуот,
праздник, знаменующий чудо
дарования Торы.
В йом-ревии (среда)
доминанта — сфира нецах
(вечность).
Этот день приоткроет нам свет
вечного обновления,
происходящего в Рош-Ходеш
(начало нового месяца), когда
молодой месяц заново
начинает свой путь к
полнолунию.
В Йом-хамиши (четверг)
засияют Облака Славы
Всевышнего, которые окружали
еврейский стан, когда евреи
вышли из Египта. Этим днем
управляет сфира ѓод. В
четверг для евреев будет
наступать праздник Суккот.
Йом-шиши (пятница)
напомнит о радостях познания
Истины (праздник Симхат Тора
— сфира йесод). Суть сфиры
йесод — слияние
духовного с материальным.
И завершит неделю Шаббат (суббота),
утверждающий гармонию
мироздания, которое станет
Дворцом Царя (сфира малхут),
если люди принимают на себя
нравственные Законы
Создателя.
Отдельно говорят пророки о
трех праздниках — о Хануке,
Пуриме и Йом Кипуре.
“И сказал Всевышний Моше:
скажи Аарону (первосвященнику),
брату твоему, чтобы не входил
во всякое время в святилище…”
(Ваикра ,
16-2).
Слова “во всякое” на
иврите — бехоль.
Ивритский оригинал (как,
собственно и русский вариант
здесь) имеет и другое
значение — “в каждое”. Тогда
получается, что Всевышний
сказал: “В каждое мгновение
не входи…”, т.е. — не входи
никогда…
Как объясняет Устная Тора,
сказано Всевышним: Я назначу
тебе такой день, который —
вне времени или над временем.
Это — Йом Кипур. В этот день
человек старается стать
похожим на ангела и
отказывается от всех
физических удовольствий. В
этот день не пьют, не едят, не
пользуются косметикой, не
носят кожаную обувь, муж и
жена не касаются друг друга.
Эти сутки отданы усиленной
духовной работе, которая
реализуется
в чтении пяти молитв. В этот
день взвешиваются не только
поступки человека, но и то
влияние, которое они оказали.
“В наше время, — пишет
Рамбам, — когда нет Храма и
нет жертвенника, на котором
приносились бы очистительные
жертвы… только тшува
искупает грехи” (Мишне
Тора, 1-3). Кстати, на
иврите слово грех — хет в
переводе означает “ошибка”,
“промах”.
Что же такое тшува? Это
понятие включает в себя три
значения: возвращение —
человек возвращает себе
знание религиозных,
исторических, национальных
корней традиции своего
народа; раскаяние —
человек осознает свои
поступки и старается
изменить свое поведение к
лучшему; ответ — изучая
Тору, человек получает
возможность найти ответы на
глобальные вопросы о сути
бытия.
Йом Кипур помогает открыть
эту возможность.
Место в
Талмуде:
В
третьем разделе Талмуда - Нашим
(всего - шесть разделов). Сота
здесь - пятый трактат. Состоит
из 9 глав, 49 листов.
Почему
трактат так называется?
«Сота»
на иврите - женщина, сбившаяся
с правильного пути. Речь идет о
замужней женщине,
спровоцировавшей
обоснованные или
необоснованные подозрения тем,
что нарушила «заповедь
скромности» в отношениях с
посторонним мужчиной.
Краткое
содержание трактата
Знаменитая
библейская книга Песнь
песней рассказывает об
отношениях возлюбленных, о
вдохновенном чувстве мужчины,
которое он испытывает к своей
избраннице, девушке-невесте.
Но все это - лишь метафора.
На
самом деле здесь описаны
отношения Всевышнего с
еврейским народом.
Та
же модель имеет свое
продолжение в столь же
метафорических рассуждениях
Талмуда об отношениях мужа и
жены.
Рассматривается
ситуация, когда женщина ищет
близости (или уже вступила в
связь) с посторонним мужчиной.
Мы,
соответственно, переносим ее
на еврея (или группу евреев),
который нарушает законы
еврейского образа жизни и ищет
опору в ином мировоззрении.
Одна
из заповедей Торы дает «земное»
описание данной ситуации. В
книге Бамидбар
(гл. 5, ст. 11-31) читаем:
«…каждый
человек, жена которого сойдет
с праведного пути и нарушит
верность ему, и вступит в
интимные отношения с другим
мужчиной, и скроется это от
глаз мужа… Укрылась она и
совершила… а свидетеля против
нее нет, при этом совершила она
это без насилия… И нашел на
мужа дух ревности [почувствовал
он неладное] и предупредил он
ее, и она [все равно] совершила…»
(сокращенный вариант перевода).
Новая страница 1
|
|
New Page 1
|