О Трактате Сота
Untitled Document
28
нисана 5761 года (21 апреля 2001
года)
ТРАКТАТ Сота
Лист 34
В истории еврейского народа
было много чудес. Одно из них
— переход через реку Иордан.
Спрашивает Гемара: каким
образом евреи перешли через
Иордан?
И вспоминает о том, как
народ шел по пустыне.
По заведенному порядку,
Арон Кодеш со Скрижалями
Завета, полученными на горе
Синай, вслед за флагами несли
люди колена
Иеѓуды и колена Реувена. В тот
день Арон Кодеш несли впереди,
как сказано: “Вот Ковчег
Завета Властителя всей земли
пойдет перед вами…” (Иеѓошуа,
3-11).
В еврейском народе
существуют три сословия: коэны
— потомки Аарона-первосвященника
по отцовской линии; потомки Леви
— деда Аарона; исраэль —
остальные евреи.
“И будет, когда ноги коэнов,
несущих Арон Всевышнего…” (там
же, 13), — написано у пророка
Иеѓошуа.
И мы узнаем, что в тот день
Арон Кодеш несли не левиты,
как обычно, а коэны. Очевидно,
это был особенный день.
“И было, когда народ
двинулся от шатров своих
переходить Иордан, и коэны
несли Ковчег Завета перед
народом; когда те, кто нес
Аарон Кодеш дошли до Иордана,
и ноги коэнов, несущих Арон,
чуть-чуть погрузились в воду…и
встали спускающиеся сверху
воды Иордана, встали стеной
одной очень далеко… а воды,
спускающиеся к… Морю
Соленому (Мертвое море)
пресеклись совершенно, и
народ перешел Иордан
напротив Йерихо” (там же, 14-15).
Ширина и высота
остановившихся вод, как
говорил раби Иеѓуда, была 12
миль на 12 миль — точно по
размеру стана израильтян.
Что быстрее движется:
человек или вода? —
спрашивает раби Элиэзер.
И отвечает: конечно, вода. А
если так, по расчетам раби Иеѓуды,
получается, что воды
обрушились бы раньше, чем
люди перешли реку —
поднявшись стеной в 12 миль,
воды должны были вернуться в
прежнее состояние.
Раби Элиэзер объясняет это
противоречие так: поднялись
воды волна за волной на
высоту более 300 миль, так, что
увидели их цари запада и
востока, как сказано: “И было,
как услышали все цари
эморейские, которые по ту
сторону Иордана, к западу, и
все цари кананейские, которые
у моря, что высушил Всевышний
воды Иордана перед
сынами
Израиля, пока не перешли они [реку]…”
(там же, 5-1).
Сказала посланникам Иеѓошуа
жительница Йерихо: “Ибо
слышали мы, как иссушил
Всевышний воды моря
Тростникового (Красного)
перед вами, когда вы выходили
из Египта… Всевышний, Б-г ваш.
Он — Всевышний на небесах,
вверху, и на земле, внизу” (там
же, 5-10:11).
Поясним, что речь идет не
только о высоте водной стены
в физическом мире, но и о
проявлении в духовном мире
мудрости Торы — с такой силой,
что все это ощутили. Число 300
— сверхдуховный слой числа
“3”, что в свою очередь
говорит о неизменности
фундамента. Это и
почувствовали народы Востока
и Запада.
Если люди помнили о событии,
которое произошло так далеко
и так давно (переход евреев
через Красное море), —
замечает Гемара, — то уж тем
более на них должно было
произвести впечатление
событие, которое произошло
недавно и рядом (переход
евреев через Иордан).
Когда сыны Израиля
переходили Иордан, сказал им
Иеѓошуа: “Знайте, что вы
переходите Иордан с условием,
что уничтожите
идолопоклонство на этой
земле… Уничтожьте все
изображения идолов и все
образы идолов уничтожьте, и
все их жертвенные возвышения
разрушьте!” (Бамидбар,
33-52). И еще сказал он, что если
они не сделают этого, воды
реки смоют их.
Важность задачи, которая
была поставлена перед
евреями, понятна —
поклонение языческим идолам
означает, что человек
отрицает Единого Творца и
единый нравственный закон, а
потому может позволить себе
аморальные поступки.
Память об основных событиях
еврейской истории хранится
не только в Устной традиции,
но и в других источниках.
“И призвал Иеѓошуа 12
человек, которых выбрал из
сынов Израиля, по одному
человеку из колена. И сказал
им Иеѓошуа: пройдите перед
Ароном Всевышнего, Б-га
вашего, внутри Иордана, и
поднимите на свои плечи
каждый по камню — по числу
колен сынов Израиля, чтобы
стало это знаком для вас,
когда спросят сыны ваши
завтра (в будущем), говоря —
зачем эти камни вам? И скажите
им — ибо пресеклись воды
Иордана перед Ковчегом
Завета Всевышнего при
переходе через Иордан… и
будут камни эти напоминанием
сынам Израиля навеки…” (там
же, 4-7).
Позже из этих камней
возвели жертвенник на горе
Эйваль.
Наверное, сегодня трудно
поверить в такие чудеса.
Однако современные
археологические находки
подтверждают сказанное Торой.
Профессор Хайфского
университета Адам Зарталь
пишет в своей статье “Взойдите
на гору Эйваль”: “На
восточном склоне горы Эйваль
мы обнаружили объект
площадью 14 дунамов. Найденные
там обломки глиняной посуды
показывают, что этот объект
был основан в конце 13 века до
н.э. и просуществовал около 50
лет — в полном соответствии с
традиционным пониманием
истории завоевания евреями
Канаана. В этом месте стояло
большое сооружение с
центральным каменным
возвышением, на которое
поднимались по пологому
каменному пандусу. Эта
постройка с пандусом в
точности отвечает описаниям
еврейских жертвенников,
приведенных в книге пророка
Йехезкеля (гл. 43) и у Иосифа
Флавия. Внутри возвышения и
вокруг него были найдены слои
песка, а в них — кости
принесенных в жертву
животных. Большая часть этих
животных — молодые самцы
крупного и мелкого рогатого
скота, те самые виды, которые
Тора описывает в законах
жертвоприношений.
Архитектурная идентификация,
исторический период (начало
завоевания евреями Кнаана) и
место (гора Эйваль) позволяют
с очень большой вероятностью
опознать данный объект, как
жертвенние, упомянутый в
кгине Дварим и в книге Иеѓошуа.
Методы строительства,
обломки посуды и другие
данные совпадают с
аналогичными находками,
обнаруженными в различных
местах между Иорданом и
горами Самарии. Раскопки на
горе Эйваль позволяют
сделать далеко идущие выводы.
Факт, что там стоял
жертвенник, и возле него был
проведен грандиозный ритуал (что
соответствует расположению и
форме горы, пригодной для
того, чтобы собрать большое
количество народа),
подтверждает традицию,
зафиксированную в книгах
Дварим и Иеѓошуа. Если
добавить к этому
соответствие найденных
останков принесенных в
жертву животных описанию
Торы и отсутствие изваяний
идолов (в отличие от
кананейских раскопок), мы
получим достоверное
свидетельство национального
и религиозного формирования
Израиля на первом этапе жизни
на этой земле — в полном
соответствии с текстами Торы”
(цитируется по изданию “Открытие”,
Эль Аменорот ).
Место в
Талмуде:
В
третьем разделе Талмуда - Нашим
(всего - шесть разделов). Сота
здесь - пятый трактат. Состоит
из 9 глав, 49 листов.
Почему
трактат так называется?
«Сота»
на иврите - женщина, сбившаяся
с правильного пути. Речь идет о
замужней женщине,
спровоцировавшей
обоснованные или
необоснованные подозрения тем,
что нарушила «заповедь
скромности» в отношениях с
посторонним мужчиной.
Краткое
содержание трактата
Знаменитая
библейская книга Песнь
песней рассказывает об
отношениях возлюбленных, о
вдохновенном чувстве мужчины,
которое он испытывает к своей
избраннице, девушке-невесте.
Но все это - лишь метафора.
На
самом деле здесь описаны
отношения Всевышнего с
еврейским народом.
Та
же модель имеет свое
продолжение в столь же
метафорических рассуждениях
Талмуда об отношениях мужа и
жены.
Рассматривается
ситуация, когда женщина ищет
близости (или уже вступила в
связь) с посторонним мужчиной.
Мы,
соответственно, переносим ее
на еврея (или группу евреев),
который нарушает законы
еврейского образа жизни и ищет
опору в ином мировоззрении.
Одна
из заповедей Торы дает «земное»
описание данной ситуации. В
книге Бамидбар
(гл. 5, ст. 11-31) читаем:
«…каждый
человек, жена которого сойдет
с праведного пути и нарушит
верность ему, и вступит в
интимные отношения с другим
мужчиной, и скроется это от
глаз мужа… Укрылась она и
совершила… а свидетеля против
нее нет, при этом совершила она
это без насилия… И нашел на
мужа дух ревности [почувствовал
он неладное] и предупредил он
ее, и она [все равно] совершила…»
(сокращенный вариант перевода).
Новая страница 1
|