New Page 1
|
|
О Трактате Сота
Untitled Document
29 адара 5761 года (24 марта 2001)
ТРАКТАТ Сота
Лист 6
Всевышний заповедал мужчинам и женщинам вступать в брак и создавать семью.
Преданные друг другу супруги удостаиваются невидимого сияния Шхины (Б-жественное
присутствие) над ними. Измена разрушает брак. В Торе, этом глобальном плане
мироздания, все взаимосвязано: каждый поступок человека — как камень, брошенный
в воду и образующий расходящиеся от места его падения круги — может внести изменения
в самые разные жизненные сферы.
В 6-м листе трактата
Сота перечисляются
случаи, когда подозреваемая в измене (сота) жена коэна теряет
право есть труму:
— если она признается мужу в измене;
— если свидетели утверждают, что она состояла в интимной связи с посторонним
мужчиной;
- если она отказывается пить горькую воду соты;
- если муж не хочет поить ее этой водой;
- если по дороге к Храму, до проверки горькой водой, муж вступил с ней в
интимную связь.
Проверка горькой водой
происходила в Храме. Коэн наливал в глиняный сосуд воду, бросал в нее землю,
которую брал из-под напольных плит. На свитке коэн записывал текст клятвы и,
прочитав его женщине, бросал в кувшин с водой и этот свиток. Затем женщина эту
воду выпивала. Если она была чиста, вода не причиняла ей вреда. Если она действительно
нарушила супружескую верность, она умирала.
Учили рав Амрам и рав
Шешет: соту,
у которой есть свидетели “за морем” (т.е. далеко), подтверждающие, что она действительно
изменила мужу, не проверяют горькой водой. Ей горькая вода никакого вреда не
причинит — так как ее можно судить человеческим судом, нет необходимости проверять
ее, прибегая к помощи чуда.
В Торе сказано: “…И сокрылась (уединилась), и осквернилась, и свидетеля нет
у нее…” (Бемидбар, 5-3). Из этой фразы мы понимаем, что
испытание горькой водой проходят лишь те женщины, у которых нет свидетелей.
Но вот женщина выпила горькую воду, и ничего не случилось с ней. После этого
приходят свидетели и доказывают ее вину.
Почему же горькая вода вреда ей не причинила? Потому что Всевышний знает, что
появятся свидетели и представят доказательства против нее.
Однако так происходит, если свидетели — истинные. А если выясняется, что они
дают ложные показания, и женщина на самом деле чиста, не совершала греха? Почему
же она должна потерять право есть труму?
Сказал рав Йосеф раву Шешету: утверждаю, что горькая вода испытывает
и проверяет. Если замужняя женщина действительно осквернила себя близостью с
посторонним мужчиной и не умирает мгновенно от горькой воды, у нее, вероятно,
есть заслуги перед Небесами. Однако, так или иначе, она получает наказание:
теряет красоту, становится бесплодной, заболевает и, в конце концов, уходит
из жизни имено так, как говорится об этом в Торе.
Возражает рав Шими бар Аши: раби Шимон учил, что никакие заслуги не отменяют
воздействия горькой воды на неверную жену. В противном случае жены, изменившие
мужьям, не отказывались бы пить горькую воду, в надежде, что заслуги помогут
им пройти испытание. Кроме того, если предположить, что горькая вода воздействует
на неверных жен выборочно, жены, которых оклеветали, благополучно пройдя эту
проверку, окончательно не освобождались бы от подозрений. То же самое получается
и в случае, когда объявляются “заморские” свидетели. Люди подумают: эта женщина,
скорее всего, и в самом деле нечиста. Есть свидетели ее грехопадения, но они
далеко и не могут пока приехать в суд. Только поэтому вода на нее не подействовала.
Один из способов духовного очищения, из, тех, что дал нам Всевышний, — жертвоприношение.
На иврите жертва — корбан, и происходит это слово от глагола лекарев
— приближать(ся). Человек приносил на мизбеах (жертвенник) некие материальные
составные этого мира — животное (например, овцу), минералы (соль), растения
(в случае с сотой — приносили ячменную муку).
О мучном приношении (минхе)
соты
сказано, что оно не пригодно для жертвенника и потому сжигается.
Возникает вопрос: что делать с мучным приношением соты, когда приходят свидетели,
утверждающие, что женщина тмеа (нечиста от греха)?
Если они приходят, когда минха еще не отделена в специальный сосуд, кдуши
на этой муке нет и ее можно использовать в будничных целях.
Если они приходят после освящения минхи и отделения ее в особый сосуд, ситуация
усложняется. В случае, когда мы считаем, что испытание горькой водой (которое
прошла женщина), безусловно, определяет, грешна женщина или нет, минха требует
вознесения на жертвенник. Но поскольку пришли свидетели знута (разврата),
минху следует сжечь.
Будем придерживаться мнения, что проверка горькой водой при наличии свидетелей
не оказывает на неверную жену должного воздействия. Тогда выяснится, что отделение
минхи с самого начала было ошибочным, и кдуши на ней нет. Почему же она сжигается?
Сказал рав Иеѓуда: речь здесь идет о таком случае, когда после отделения
минхи в специальный сосуд женщина согрешила с посторонним мужчиной уже на территории
Храма, и есть свидетели ее развратного поступка. Что касается первой предполагаемой
измены, тут нет свидетелей.
Возражает один из мудрецов: возможно ли согрешить на территории Бейт-Ѓамикдаша
(Храма)?! Ведь сота в Храме ни на секунду не остается одна. Ее постоянно
сопровождают молодые коэны.
Отвечает Гемара: с одним из них она и согрешила…
Гемара исследует все закоулки, все тайники человеческих желаний не для того,
чтобы обвинить, заподозрить в грехе, но для того, чтобы человек знал: где бы
он ни находился, с него не снимается ответственность за сделанный выбор между
добром и злом. Быть праведником или грешником — это человек решает сам.
Место в
Талмуде:
В
третьем разделе Талмуда - Нашим
(всего - шесть разделов). Сота
здесь - пятый трактат. Состоит
из 9 глав, 49 листов.
Почему
трактат так называется?
«Сота»
на иврите - женщина, сбившаяся
с правильного пути. Речь идет о
замужней женщине,
спровоцировавшей
обоснованные или
необоснованные подозрения тем,
что нарушила «заповедь
скромности» в отношениях с
посторонним мужчиной.
Краткое
содержание трактата
Знаменитая
библейская книга Песнь
песней рассказывает об
отношениях возлюбленных, о
вдохновенном чувстве мужчины,
которое он испытывает к своей
избраннице, девушке-невесте.
Но все это - лишь метафора.
На
самом деле здесь описаны
отношения Всевышнего с
еврейским народом.
Та
же модель имеет свое
продолжение в столь же
метафорических рассуждениях
Талмуда об отношениях мужа и
жены.
Рассматривается
ситуация, когда женщина ищет
близости (или уже вступила в
связь) с посторонним мужчиной.
Мы,
соответственно, переносим ее
на еврея (или группу евреев),
который нарушает законы
еврейского образа жизни и ищет
опору в ином мировоззрении.
Одна
из заповедей Торы дает «земное»
описание данной ситуации. В
книге Бамидбар
(гл. 5, ст. 11-31) читаем:
«…каждый
человек, жена которого сойдет
с праведного пути и нарушит
верность ему, и вступит в
интимные отношения с другим
мужчиной, и скроется это от
глаз мужа… Укрылась она и
совершила… а свидетеля против
нее нет, при этом совершила она
это без насилия… И нашел на
мужа дух ревности [почувствовал
он неладное] и предупредил он
ее, и она [все равно] совершила…»
(сокращенный вариант перевода).
Новая страница 1
|
|
New Page 1
|