МЕЦОРА 
ПЕСАХ
начинается с вечера

22 апреля
"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"
МЕЦОРА 
Чтение текста
Афтары

"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"

18.04.2024, 10 Nisan, 5784

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате Сота



Untitled Document

2 нисана 5671 (26 марта 2001)

ТРАКТАТ Сота

Лист 8

 

Чудо встречи в этом мире мужчины и женщины, которые становятся мужем и женой, не менее удивительно, чем то, которое явил Всевышний евреям, когда они спасались от преследователей-египтян: расступилось Красное море, и перед народом израилевым открылась широкая сухая дорога… О чуде спасения сказано, что Всевышний на время изменил порядок мироздания. Вспоминая об этом, понимаешь, почему Он безнаказанно не позволяет нарушать законы любви. Впрочем, как и любые другие...

Испытание горькой водой происходило именно в Храме. Жена, заподозренная в измене, должна была выпить горькую воду, в которую брошен свиток с Именем Всевышнего. Действительно неверная жена от горькой воды умирала.

Горькую воду сота пила у Восточных ворот .

По ассоциации, Гемара часто сообщает несколько блоков информации.

Так, упомянув о Восточных воротах, Гемара рассказывает, что здесь же проходили процедуру очищения больные проказой и роженицы. Откуда это известно?

Сказано о соте: “И поставит коэн женщину перед Всевышним” (Бемидбар, 5-18).

Следует отметить, что Восточные ворота находились точно напротив Святая Святых, главного места Храма.

Сказано также об очищающихся от мецоры (проказы): “И поставит коэн… того, кто очищается… перед Всевышним…” (Ваикра, 14-11).

Возникает вопрос: где упоминание о роженицах?

Роженицы приходили в Храм, чтобы принести корбанот (жертвы). Мы учим, что корбан приносится, только когда его хозяин как бы стоит за спиной животного, предназначенного в жертву. А в Храм до совершения обряда жертвоприношения входить не разрешалось — можно было стоять лишь в Восточных воротах. Значит, роженицы, прежде всего, оказывались у Восточных ворот.

Гемара, исследуя самые различные вопросы, никогда не теряет основной нити рассуждений. Возвращаясь к проблемам соты, она продолжает анализ.

Учили наши мудрецы: две соты одновременно не проходят испытание горькой водой, дабы не черпали друг от друга упорство и не укрепились в своем бесстыдстве.

Сказал раби Иеѓуда: причина в другом. И сослался на фразу Торы: “И подведет ее священник и поставит перед Всевышним…”. “Подведет ее…” — наказ дается в Торе с употреблением личного местоимения в единственном числе.

Такой же вывод следует и из другого закона Торы: не выполняют одновременно несколько мицвот, но каждую — в отдельности. Это — проявление уважения к заповеди.

Гемара напоминает об одном из важнейших принципов, заложенных в управление миром, — мида кенегед мида (мера за меру).

Уединившись с посторонним мужчиной, сота унизила, оскорбила таинство брака. Теперь ее подвергают публичному позору.

Учили в Мишне: коэн надрывает платье соты в том месте, где сердце у нее, и распускает ей волосы.

Сказал раби Иеѓуда: если женщина красива, надрывать ей платье и распускать волосы не следует — из опасения, что у молодых коэнов могут появиться запрещенные Торой мысли и желания.

Учили в Барайте: мужчину, приговоренного к смертной казни скила (сбрасывание со скалы), приводят на казнь без одежды. Лишь небольшой кусок материи прикрывает его мужской орган.

Заметим: для того, чтобы по закону Торы приговорить человека к смертной казни, необходимо выполнить целый ряд условий. Два кошерных (соблюдающих заповеди) свидетеля должны предупредить его, сказать: нельзя делать то, что ты задумал, за это полагается смертная казнь. А он должен ответить: знаю, но все равно буду это делать. Затем два кошерных свидетеля обязаны видеть, как совершается преступление. Не все могут быть свидетелями — свидетельские показания родственников или людей недостойного поведения для предъявления в суде непригодны. При голосовании в суде достаточно перевеса в один голос, чтобы оправдать человека. Чтобы осудить — нужен перевес в два голоса. Если судьи единогласно проголосовали за смертную казнь, назначается новый суд — Всевышний, зная психологию человека, не доверяет людскому единодушию и “подозревает”, что за этим что-то кроется. До последней минуты суд ищет возможность оправдать человека, спасти ему жизнь. Для этого в суд призывают всех, кто может хоть что-то сказать в его оправдание. Чтобы представить уровень нравственности еврейского народа, показать гуманность его судопроизводства, достаточно сказать, что Сангедрин (Верховный Суд), который за 70 лет приговорил к смертной казни одного человека, уже называли “кровавым”…

Женщину, которая подвергается той же казни, — говорил раби Иеѓуда, — прикрывают кусками материи с двух сторон: спереди и сзади.

Наши мудрецы считают, что женщина во время скилы должна быть одетой. (Ответ на вопрос о жестокости казни очевиден: жестоки грехи, совершаемые человеком; мера наказания — лишь последствие проступков).

Там, где речь идет о скиле, раби Иегуда не опасается, что у присутствующих на казни появятся запрещенные желания. Его опасения касаются только соты.

Это объясняется просто: возможно, сота, пройдя испытание, будет оправдана; нехорошо, чтобы молодые коэны видели ее распущенные волосы и частично обнаженное тело.

По мнению мудрецов, соту позорят в педагогических целях. Как сказано: “…и извлекут урок все женщины и не будут творить разврат…”. Когда же речь идет о смертной казни, нет большего позора, чем сама скила — дополнительные средства здесь не нужны.

Учили в Мишне: если сота одета в белые одежды, ее переодевают в черные, если на ней красивые черные одежды, переодевают в черные уродливые.

Учили также в Мишне: каждый, кто хочет, может прийти и смотреть на позор соты. Касается ли это только женщин или мужчин — тоже?

Сказано в другом месте Мишны: женщинам разрешается приходить и смотреть… Означает ли это, что соту позорят лишь в присутствии женщин?

Рава объясняет, что мужчины имеют право присутствовать при испытании соты горькой водой, для женщин же это — обязанность. Как сказано: “…и извлекут урок все женщины и не будут творить разврат” (Йехезкель, 23-48).

Не стоит удивляться, что Гемара обсуждает и такие вопросы — воля Всевышнего проявляется во всем. Он заповедал все исследовать и обсуждать.

Гемара продолжает размышлять о принципе мида кенегед мида (мера за меру).

Сота открыла греху сначала бедро, потом — живот, потом — и все тело. В том же порядке ее поражает смертельная болезнь: сначала охватывает бедро, потом — живот, потом — и все тело.

В Гемаре говорится об одной из глубочайших тайн Торы: нет сегодня бейт-дина в нашем мире, на земле, но бейт-дин Небесный заслуги человека и его провинности не оставляет без воздаяния.

Тот, кто земным судом был бы приговорен к скиле, может упасть с крыши либо умирает от тяжелых переломов.

Тот, кого земной суд приговорил бы к казни срефа, может погибнуть при пожаре либо от укуса змеи.

Тот, кого земной суд приговорил бы к смертной казни через удушение, может утонуть в реке или умереть от дифтерита.

Откуда известно нам, что Всевышний спускает с Небес воздаяние по принципу мида кенегед мида?

Со слов пророка, который сказал: “Чем больше грех его, [тем больше] Ты ссоришься с ним…” (Ишайя, 27-8).

Великий принцип мида кенегед мида проявляется не только в отрицательных ситуациях, но и — в положительных: Всевышний воздает за добро. Однако об этом — в следующем листе…



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
42 43 44 45 46 47 48 49

Место в Талмуде: 

   
В третьем разделе Талмуда - Нашим (всего - шесть разделов). Сота здесь - пятый трактат. Состоит из 9 глав, 49 листов.

Почему трактат так называется?

   
«Сота» на иврите - женщина, сбившаяся с правильного пути. Речь идет о замужней женщине, спровоцировавшей обоснованные или необоснованные подозрения тем, что нарушила «заповедь скромности» в отношениях с посторонним мужчиной.  

Краткое содержание трактата

   
Знаменитая библейская книга Песнь песней рассказывает об отношениях возлюбленных, о вдохновенном чувстве мужчины, которое он испытывает к своей избраннице, девушке-невесте. Но все это - лишь метафора.

На самом деле здесь описаны отношения Всевышнего с еврейским народом.

Та же модель имеет свое продолжение в столь же метафорических рассуждениях Талмуда об отношениях мужа и жены.

Рассматривается ситуация, когда женщина ищет близости (или уже вступила в связь) с посторонним мужчиной.

Мы, соответственно, переносим ее на еврея (или группу евреев), который нарушает законы еврейского образа жизни и ищет опору в ином мировоззрении.

Одна из заповедей Торы дает «земное» описание данной ситуации. В книге Бамидбар (гл. 5, ст. 11-31) читаем:

«…каждый человек, жена которого сойдет с праведного пути и нарушит верность ему, и вступит в интимные отношения с другим мужчиной, и скроется это от глаз мужа… Укрылась она и совершила… а свидетеля против нее нет, при этом совершила она это без насилия… И нашел на мужа дух ревности [почувствовал он неладное] и предупредил он ее, и она [все равно] совершила…» (сокращенный вариант перевода).

Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Религия человека предопределена от рождения?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля