О Трактате Сота
Untitled Document
5 ияра 5761 года (28
апреля 2001 года)
ТРАКТАТ Сота
Лист 41
В еврейском
календаре есть необычный
день —
Йом Кипур. Это
—
пост-праздник, день очищения.
В этот день человек старается
быть похожим на малаха (ангела)
и потому отказывается от
физических удовольствий. В
этот день не пьют, не едят, не
пользуются косметикой, не
носят кожаную обувь; муж и
жена не касаются друг друга.
День Йом Кипура
отдан усиленной духовной
работе, которая реализуется в
пяти молитвах.
Во времена Храма
козел отпущения, отосланный в
пустыню, искупал грехи народа
Израиля.
После того как
служба дня была закончена,
первосвященник читал народу
определенные отрывки из
Сефер Торы и затем произносил
восемь брахот (благословений).
Интересно понять, в
чем заключается сущность,
смысл и цель брахи (благословения).
Любая браха
начинается со слов “Благословен
Ты, Всевышний, Б-г наш, Царь
вечный…”.
“Царь” — Тот, Кто
управляет миром.
“Вечный” — потому
что Творец бесконечен. Он
никогда не был создан (детский
вопрос — кто создал Б-га?), у
Него нет прошлого, настоящего
и будущего. Он был, есть и
будет всегда.
“Б-г наш” — но точно
так же Он — Творец всего
мироздания и в конце времен
откроется, что Он — Один и Имя
Его — Едино, и нет единства,
подобного Ему.
В брахе слово “Всевышний”
мы не произносим как
Четырехбуквенное Имя Творца,
а заменяем его на другое —
Господин, Владыка.
Сказал Всевышний
Моше-рабейну: Это Имя Мое (Четырехбуквенное,
которое может быть
произнесено только в Храме
при определенных условиях), а
это память обо мне из
поколения в поколение (Господин,
Владыка). Есть глубокое
философское обоснование,
почему в обыденной жизни мы
пользуемся именем Господин,
Владыка. Каждое из Имен
Всевышнего оказывает влияние
на наш мир. Главное
Четырехбуквенное Имя связано
с бесконечным, непостижимым
милосердием Творца. Именно
потому, что высокие истоки
милосердия всего, что делает
Всевышний часто недосягаемы
для нас. Его воздействие на
мир открывается нам как
влияние Владыки, Господина.
Но ведь Он же по определению тов,
т.е. Он — бесконечное добро,
бесконечно дающее начало и в
конце времен откроется, что
все, что Он делал, было ле
това — к добру.
Что означает начало брахи
— “Благословен Ты…”? Разве
человек может благословить
Всевышнего? Наоборот, Творец
благословляет человека.
В Святом Языке (иврите),
буквами которого Всевышний
создавал мир, слова имеют
существенное значение.
Значение слова браха
— тосефет
ве рибуй
(добавить и увеличить). Вопрос
остается: разве может человек
что-то добавить и увеличить
по отношению к бесконечному Cоздателю?
Очевидно,
произнесенная браха
добавляет и увеличивает что-то
в нашем мире.
Всевышний посылает в
этот мир поток бесконечного
света. Однако штору должен
отдернуть сам человек —
тогда свет войдет в дом.
Водопад благословения
изливается с Небес — только
подставь ладони.
Произнесенная браха —
это “отдернутая штора”, “подставленные
ладони”. И в нашем мире
увеличивается то, о чем она
говорит, что подтверждено
гематрией (числовым
значением букв). Слово браха
состоит из трех букв: бет
— это 2, кав
— 20, рейш
— 200.
Первосвященник
произносит восемь брахот
(число восемь символизирует
выход за рамки материального):
браху на Тору, на служение
Всевышнему, браху-благодарность,
благословение на прощение
грехов (грех на иврите хет
— ошибка), благословения на Бейт-а-Мкдаш,
на народ Израиля, на коэнов (в
еврейском народе существуют 3
сословия — коэны, потомки
Аарона-первосвященника по
отцовской линии; левиты —
потомки Леви, деда Аарона и исраэль
— все остальные евреи), браху
на Иерусалим и на тфилу (молитву).
В буквах брахи
скрыта ее духовная сила. “Барух
Ата а-Шем Элокейну Мелех а-Олам…”
— так на иврите звучит начало
любого благословения (Благословен
Ты, Всевышний, Б-г наш, Царь
Вечный…). Алеф и бет
первых двух слов образуют при
чтении справа налево слово ав
(отец). Алеф ,
мем,
ѓей
последних трех слов образуют има
(мама).
Имя Всевышнего
соединяет мужское и женское
начало мира. Творца и Его Шехину
(Б-жественое присутствие).
Место в
Талмуде:
В
третьем разделе Талмуда - Нашим
(всего - шесть разделов). Сота
здесь - пятый трактат. Состоит
из 9 глав, 49 листов.
Почему
трактат так называется?
«Сота»
на иврите - женщина, сбившаяся
с правильного пути. Речь идет о
замужней женщине,
спровоцировавшей
обоснованные или
необоснованные подозрения тем,
что нарушила «заповедь
скромности» в отношениях с
посторонним мужчиной.
Краткое
содержание трактата
Знаменитая
библейская книга Песнь
песней рассказывает об
отношениях возлюбленных, о
вдохновенном чувстве мужчины,
которое он испытывает к своей
избраннице, девушке-невесте.
Но все это - лишь метафора.
На
самом деле здесь описаны
отношения Всевышнего с
еврейским народом.
Та
же модель имеет свое
продолжение в столь же
метафорических рассуждениях
Талмуда об отношениях мужа и
жены.
Рассматривается
ситуация, когда женщина ищет
близости (или уже вступила в
связь) с посторонним мужчиной.
Мы,
соответственно, переносим ее
на еврея (или группу евреев),
который нарушает законы
еврейского образа жизни и ищет
опору в ином мировоззрении.
Одна
из заповедей Торы дает «земное»
описание данной ситуации. В
книге Бамидбар
(гл. 5, ст. 11-31) читаем:
«…каждый
человек, жена которого сойдет
с праведного пути и нарушит
верность ему, и вступит в
интимные отношения с другим
мужчиной, и скроется это от
глаз мужа… Укрылась она и
совершила… а свидетеля против
нее нет, при этом совершила она
это без насилия… И нашел на
мужа дух ревности [почувствовал
он неладное] и предупредил он
ее, и она [все равно] совершила…»
(сокращенный вариант перевода).
Новая страница 1
|