О Трактате Сота
Untitled Document
9
ияра 5761 года (2 мая 2001 года)
ТРАКТАТ Сота
Лист 45
Юрисдикция Торы
охватывает все возможные
случаи, в том числе и такой: “Если
найден будет убитый на земле,
которую Всевышний, Б-г, твой
дает тебе во владение,
упавший в поле, и неизвестно
кто убил его. То пусть выйдут
старейшины твои и судьи твои
и измерят (расстояние) до
городов, которые вокруг
убитого. И будет, старейшины
города, ближайшего к убитому,
возьмут телицу, которая еще
не работала, которая еще не
тянула под ярмом. И спустят
старейшины города ту телицу в
ущелье каменистое, где никто
не работал и не сеял, и там
проломят затылок телице в
ущелье. И приблизятся коэны
(потомки по отцовской линии
Аарона-первосвященника) сыны
Леви (Леви - дед Аарона),
избранные Всевышним, Б-гом
твоим, служить Ему и
благословлять именем
Всевышнего и по слову их
будет всякая ссора… И все
старейшины города того,
ближайшего к убитому, омоют
руки над телицей в ущелье,
возгласят и скажут: “Руки
наши не пролили крови этой, и
глаза наши не видели [преступления].
Искупи народу Твоему Израилю,
который выкупил Ты (из Египта,
из дома рабства) и не дай
крови чистой [невинной
пролиться]
в среде народа Твоего,
Израиля и искупится им кровь.
Ты [народ
Израиля]
устранишь кровь чистую [пролитие
невинной крови]
из среды твоей, если будешь
делать прямое (поступать
прямо) в глазах Всевышнего” (Дварим,
21-1:9).
Гемара сообщает
интересную деталь: жители
Иерусалима не приносят
телицу, потому что когда
сказано - “Если найден будет
убитый на земле, которую
Всевышний, Б-г твой, дает тебе
во владение…”, имеется в
виду - во владение одному из
12 колен народа Израиля.
Особый статус Иерусалима
заключается в том, что он
принадлежит не какому-то
одному колену, а всему народу
Израиля.
История Иерусалима
насчитывает несколько тысяч
лет. Впервые упоминание о нем
в Торе мы находим в главе Лех
Леха, когда Аврам (Авраамом
он стал после обрезания)
возвращается с победой с
войны, а ему на встречу
выходит Малки Цедек, царь
Шалема, священник Б-га
Всевышнего и благословляет
Аврама. “И Малки Цедек, царь
Шалема вынес хлеб и вино…” (Берешит ,
14-18).
Говорят
комментаторы Торы: Малки
Цедек - это Шем, сын Ноаха,
Шалем - это Иерусалим.
Подтверждение тому, что Шалем
и Иерусалим - одно и то же
место, находим в псалмах царя
Давида: “Известен в Иудее
Всевышний, в Израиле велико
Имя Его. И была (и будет) в
Шалеме обитель, куща Его, и
жилище Его в Ционе” (76-2:3).
“Известно было
среди народов мира, - пишет
Рамбан, - что это место -
центр мира, что находится оно
напротив Небесного Бейт-а-Микдаша
(Храма) и там обитает Шхина
(Б-жественное присутствие)”.
Всевышний начал
сотворение мира с Земли
Израиля. Первый камень
Творения находится внутри
Храмовой горы в Иерусалиме.
Голова Адама (первого
человека) была 5761 год тому
назад создана из земли
Храмовой горы. Отец Ноаха
застал в живых Адама, а сын
Ноаха, царь Шалема (Иерусалима)
4000 лет тому назад встречал
хлебом и вином Аврама.
На Храмовой горе в 2085
году от Сотворения Мира (1675 г.
до н.э.) происходит Акеда
Ицхака, сына Авраама,
величайшее испытание,
которое выдержал наш праотец
Авраам и в ходе которого
Всевышний ясно показал миру,
что Он не хочет человеческих
жертвоприношений. Сказал
Всевышний Аврааму: “… иди в
землю Мориа…” (Берешит ,
22-2).
Говорят
комментаторы Торы - это
Иерусалим. Читаем в
исторической хронике Диврей
а-ямим
(2-3-1):
“И начал Шломо (царь Соломон)
строить дом Всевышнего в
Иерусалиме на горе Мориа”.
Объясняют наши
мудрецы: гора называется так,
потому что миру дано было ѓораа
- учение Всевышнего.
Есть и такое
объяснение: Всевышний
показал Аврааму мизбеах (жертвенник)
на этой горе и сказал: “Это
жертвенник, на котором
приносили свои корбанот (жертвы)
Адам, Каин и Авель, Ноах и
сыновья. Написано: “И
построил там Авраам а-мизбеах
(жертвенник)” (Берешит,
22-9) - слово мизбеах
употреблено здесь с
определенным артиклем, т.е. “тот
самый” жертвенник. И
название Мориа связывается
тогда еще и с понятием иръа
(богобоязненность, трепет
перед Небесами, высокая
ответственность за свои
поступки).
На этой горе
отстроят Бейт-а-Микдаш (Храм),
где будут приносить корбанот,
на золотом жертвеннике будут
совершать утром и после
полудня воскурение
благовоний, уничтожающее
духовную нечистоту в мире.
Одно из составляющих этих
благовоний - мор (в русской
транскрипции произносится
обычно как мирр) - еще
одно объяснение, почему
Храмовая гора носит название
Мориа.
Внук Авраама, Яаков,
родоначальник 12 колен народа
Израиля, увидит эту гору в
пророческом сне и скажет: “Есть
Всевышний в месте этом… (здесь)
дом Всевышнего, это врата
небесные” (Берешит ,
28-16:17)
“Со дня, когда Я
вывел народ Мой из земли
египетской, - сказал
Всевышний, - не выбрал Я
города ни в одном из колен
Израилевых для построения
дома, чтобы Имя Мое пребывало
там… но изберу Иерусалиме
местом пребывания Имени
Моего” (Диврей а-ямим ,
2-6-5:6)
Иерусалим - не
только память о прошлом, но и
- будущее. Здесь будет
отстроен третий Храм -
навсегда.
Место в
Талмуде:
В
третьем разделе Талмуда - Нашим
(всего - шесть разделов). Сота
здесь - пятый трактат. Состоит
из 9 глав, 49 листов.
Почему
трактат так называется?
«Сота»
на иврите - женщина, сбившаяся
с правильного пути. Речь идет о
замужней женщине,
спровоцировавшей
обоснованные или
необоснованные подозрения тем,
что нарушила «заповедь
скромности» в отношениях с
посторонним мужчиной.
Краткое
содержание трактата
Знаменитая
библейская книга Песнь
песней рассказывает об
отношениях возлюбленных, о
вдохновенном чувстве мужчины,
которое он испытывает к своей
избраннице, девушке-невесте.
Но все это - лишь метафора.
На
самом деле здесь описаны
отношения Всевышнего с
еврейским народом.
Та
же модель имеет свое
продолжение в столь же
метафорических рассуждениях
Талмуда об отношениях мужа и
жены.
Рассматривается
ситуация, когда женщина ищет
близости (или уже вступила в
связь) с посторонним мужчиной.
Мы,
соответственно, переносим ее
на еврея (или группу евреев),
который нарушает законы
еврейского образа жизни и ищет
опору в ином мировоззрении.
Одна
из заповедей Торы дает «земное»
описание данной ситуации. В
книге Бамидбар
(гл. 5, ст. 11-31) читаем:
«…каждый
человек, жена которого сойдет
с праведного пути и нарушит
верность ему, и вступит в
интимные отношения с другим
мужчиной, и скроется это от
глаз мужа… Укрылась она и
совершила… а свидетеля против
нее нет, при этом совершила она
это без насилия… И нашел на
мужа дух ревности [почувствовал
он неладное] и предупредил он
ее, и она [все равно] совершила…»
(сокращенный вариант перевода).
Новая страница 1
|