О Трактате Сота
Untitled Document
7
ияра 5761 года
(30
апреля 2001 года)
ТРАКТАТ Сота
Лист 43
Сотворение мира
Всевышний начал с Земли
Израиля. Первый камень
творения находится внутри
Храмовой горы в Иерусалиме.
Голова первого человека,
Адама, сделана из этой земли.
Когда в 1656 году от Сотворения
мира (2105 г. до н.э.) начался
Потоп, открылись не только
небесные, но и подземные
водные источники, и на три тефаха
(примерно 24 см) был смыт слой
почвы всей допотопной
цивилизации. Однако это не
коснулось земли Израиля. На
этой земле Авраам-авину,
праотец еврейского народа,
учил законы Всевышнего в
иешиве Шема, сына Ноаха.
Получив Тору на горе Синай в
2448 году от Сотворения мира (1312
г. до н.э.), избранный народ
входит в эту землю в 2488 году
(1272 г. до н.э.). На этой земле
были построены Первый и
Второй Иерусалимский Храмы и
будет выстроен Третий —
навсегда.
Земля Израиля —
Святая Земля, и поэтому в Торе
есть заповеди, обусловленные
ее святостью (т.е.
особенностью,
предназначением для
выполнения особой миссии):
отделение трумот и маасрот
(определенной части урожая),
отделение халы от теста,
заповедь шмиты (прекращение
обработки земли каждый
седьмой год), заповедь орла (запрещение
употреблять плоды дерева
первые три года — их нельзя
есть, нельзя продавать,
нельзя кормить ими животных).
Плоды четвертого
года называются нета реваи.
Во времена Храма плоды
четвертого года привозили в
Иерусалим и здесь съедали.
Если доставить фрукты в
Иерусалим было невозможно, их
выкупали, переводя их
стоимость на деньги. Так
делают и сегодня.
Всевышний дал
мудрецам право “возводить
ограду” вокруг закона, чтобы
люди не совершали ошибки.
Гемара сообщает: по
решению мудрецов, запрещено
есть плоды одиночной
виноградной лозы и после трех
лет, если она ниже тефаха (т.е.
меньше 8 см), потому что она
выглядит, как “годовалая”, и
несведущие в законах могут
подумать, что можно есть
фрукты орлы .
Мы знакомимся здесь
еще с одним важным принципом
— марит айн — согласно
которому нельзя совершать
действия, которые случайным
наблюдателем могут быть
истолкованы как отмена
закона.
Однако вернемся к
виноградной лозе. Если весь
виноградник — низкорослый, и
все знают, что годы орлы
истекли, нет необходимости в
продлении запрета.
Обсуждая заповеди,
связанные с Землей Израиля,
следует подчеркнуть, что
текущий год (по еврейскому
календарю) — год шмиты .
“Обратись к сынам
Израиля и скажи им, — говорит
Всевышний Моше-рабейну. —
Когда войдете в страну,
которую Я даю вам, пусть
отдыхает земля в Субботний
год… Шесть лет засевай свое
поле и шесть лет подрезай
свой виноградник и собирай
урожай. А в седьмой год будет
отдых земле… свое поле не
засевай, свой виноградник не
подрезай…” (Ваикра ,
25:2-7).
Евреи 7 лет
завоевывали Землю
Обетованную, 7 лет делили ее
между коленами, а еще через 7
лет объявили первый
Субботний год — это был 2510
год от Сотворения мира (1250 г.
до н.э.).
Законы Торы восходят
к высоким духовным
источникам и в то же время
имеют реальное земное
воплощение. Когда нашему
праотцу Яакову приснилась
лестница, по которой
поднимались и спускались малахим
(ангелы), сказано, что своей
вершиной лестница достигала
небес, а основание ее стояло
на земле. Любой закон Торы —
лестница Яакова.
Истоки закона шмиты
ясны из только что
приведенного отрывка. Но в
чем состоит его земное
назначение? Откроем книгу Шемот
и прочтем: “Семь лет засевай
землю и собирай урожай, в
седьмой год дай ей отдых,
оставь ее. И будут кормиться
бедные твоего народа…” (Шемот,
23:10-11). Вот он, социальный
смысл закона — все, что
выросло на твоем поле в 7-й год,
принадлежит не только тебе,
поделись урожаем с другими. В
год шмиты в Израиле около
магазинов ставят ящики,
наполненные почти
бесплатными овощами и
фруктами. Их раздают всем
желающим. Взимается лишь
плата за перевозки. Так
поступают
сельскохозяйственные
кооперативы (мошавы) и
частные владельцы садов и
огородов. Те, кто соблюдает шмиту .
“Краткое содержание
Торы — “Возлюби ближнего как
самого себя”, — пишет
известный раввин 19 века Ктав
Софер. — Заповедано не
просто любить ближнего в
своем сердце, но и проявлять
эту любовь в действии,
помогать окружающим,
поддерживать их в час беды, а,
если возникла необходимость,
давать им пропитание. Лишь
тогда можно сказать, что
человек связан с ближним
узами любви. В субботний год,
когда ничего не сеют,
приходится удовлетворяться
тем, что есть в наличии.
Поэтому, отказываясь от прав
на владение даже при
минимальном урожае, который
вырос, мы говорим, что бедный
стал равным с владельцем поля,
и оба они могут собрать с него
то, что пожелают. Невозможно
выполнить заповедь “возлюби
ближнего” более совершенным
образом”.
Место в
Талмуде:
В
третьем разделе Талмуда - Нашим
(всего - шесть разделов). Сота
здесь - пятый трактат. Состоит
из 9 глав, 49 листов.
Почему
трактат так называется?
«Сота»
на иврите - женщина, сбившаяся
с правильного пути. Речь идет о
замужней женщине,
спровоцировавшей
обоснованные или
необоснованные подозрения тем,
что нарушила «заповедь
скромности» в отношениях с
посторонним мужчиной.
Краткое
содержание трактата
Знаменитая
библейская книга Песнь
песней рассказывает об
отношениях возлюбленных, о
вдохновенном чувстве мужчины,
которое он испытывает к своей
избраннице, девушке-невесте.
Но все это - лишь метафора.
На
самом деле здесь описаны
отношения Всевышнего с
еврейским народом.
Та
же модель имеет свое
продолжение в столь же
метафорических рассуждениях
Талмуда об отношениях мужа и
жены.
Рассматривается
ситуация, когда женщина ищет
близости (или уже вступила в
связь) с посторонним мужчиной.
Мы,
соответственно, переносим ее
на еврея (или группу евреев),
который нарушает законы
еврейского образа жизни и ищет
опору в ином мировоззрении.
Одна
из заповедей Торы дает «земное»
описание данной ситуации. В
книге Бамидбар
(гл. 5, ст. 11-31) читаем:
«…каждый
человек, жена которого сойдет
с праведного пути и нарушит
верность ему, и вступит в
интимные отношения с другим
мужчиной, и скроется это от
глаз мужа… Укрылась она и
совершила… а свидетеля против
нее нет, при этом совершила она
это без насилия… И нашел на
мужа дух ревности [почувствовал
он неладное] и предупредил он
ее, и она [все равно] совершила…»
(сокращенный вариант перевода).
Новая страница 1
|