ВАИШЛАХ 
"ВАИШЛАХ"
ВАИШЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"ВАИШЛАХ"

14.12.2024, 13 Kislev, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



21 ава 5761 года

25 ава 5761 года (14 августа 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 18

 

Всевышний дает человеку свободу выбора, но и возлагает на него ответственность за совершенные поступки.

Спрашивает Гемара: как хозяин животного компенсирует ущерб пострадавшему, если ущерб нанесен камешками, вылетевшими из-под ног животного — как хозяин быка-там или быка-муад?

Напомним, что там означает — простодушный, непорочный, не желающий причинить зло, боль. У слова муад — несколько значений, среди них — направленный, нацеленный, предупрежденный. Бык-муад — животное, которое причиняло ущерб не менее двух раз.

За ущерб, причиненный быком-там, хозяин компенсирует половину стоимости испорченной вещи.

Как это реализуется на практике? Быка продают. Если вырученные за него деньги составляют половину стоимости ущерба или больше, хозяин быка выплачивает назначенную сумму; если за быка дают меньше половины стоимости потерь пострадавшего, хозяин быка не обязан добавлять из своего имущества.

За муада возмещают сумму ущерба полностью — из лучшей части имущества или земельной собственности ответчика.

Гемара уточняет: за церорот (маленькие камешки) платят половину стоимости потери. Как в данном случае практически осуществляется выплата? Тоже продают быка, который причинил вред ближнему?

В ѓалахе (законе) не сказано, что за церорот платят из лучшей части имущества. Однако находим, что за ущерб, причиненный быком, о котором известно, что он, как правило, наносит ущерб, и это происходит обычным образом, платят, не продавая самого быка.

В чем суть обсуждения, — спрашивает Гемара, — когда одни мудрецы называют конкретное животное муадом, а другие его таковым не считают? И приходит к выводу, что животное может быть муад по отношению к ущербам, которые он причиняет ногами. И в этом нет ничего необычного. Но учителя обсуждают ущерб церорот. И тут одни утверждают, что для компенсации потери пострадавшему надо продать быка и заплатить половину его стоимости. Другие говорят, что за быка, который нанес ущерб камешками, вылетающими у него из-под ног, следует заплатить из лучшего имущества, не продавая самого быка. То есть — как за муада.

Гемара приводит другой пример. Скажем, собака ворует чужую еду, запекающуюся на углях, убегает и собирается съесть ее у стога сена. С едой к стогу сена попадает маленький уголек. Сено загорается.

Как хозяин собаки должен выплачивать ущерб? Должен ли он заплатить за сворованную еду полную стоимость? Относят ли такой урон к разряду шен (зуб)? Должен ли хозяин собаки выплатить полную стоимость сожженного сена или только половину?

За еду и за сожженную копну надо заплатить полную цену, — утверждает раби Элиэзер.

Однако, если провести аналогию с церорот — уголек случайно выпадает на сено —, пострадавшему полагается за сожженное сено только половина его стоимости. Но тогда получается, что животное, причинившее ущерб, нужно продать.

Как же понимать позицию раби Элиэзера?..

Гемара предлагает обсудить проблему в иной плоскости.

Собака бросает уголек на копну. Ситуация необычна.

Раби Элиэзер говорит: если какой-то необычный ущерб нанесен во владении потерпевшего, виновная сторона оплачивает ущерб полностью, продав при этом “провинившееся” животное.

Рассматривает Гемара и еще один вариант рассуждения: раби Элиэзер утверждает, что в случае, если в суде засвидетельствовали, что животное имеет обыкновение причинять вред-церорот, его считают муад, а значит, следует возместить ущерб полностью.

Нет, — говорят другие мудрецы, — подобное свидетельство по отношению к ущербу, нанесенному мелкими камешками, не действительно. Даже если с животным случилось такое несколько раз, оно не становится муад. Стало быть, за это хозяин платит половину стоимости ущерба.

На чем останавливается ѓалаха?

Если собака крадет соседскую еду и бежит с ней к соседской копне сена, прилепившийся к куску пищи уголек падает на сено и происходит пожар, за еду хозяин собаки платит полную стоимость, за сожженную копну — половину.



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Не пришел к нему - и он умер…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля