О Трактате БАВА КАМА
10 ава 5761 года
10 ава 5761 года (30 июля
2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 3
Всевышний заповедал
улучшать мир, в котором мы
живем. Чтобы знать, как делать
это, необходимо иметь
представление о том, как и
какой именно ущерб наносит то
или иное деяние.
Гемара исследует четыре вида
ущерба и их производные.
На языке Талмуда основные
виды ущерба ,
как
говорилось в предыдущем листе,
называются так: бык,
яма,
а-мавэ
и огонь.
Сказано: “Если испортит
человек поле (соседа) или
виноградник и пошлет скот свой
портить поле другое (чужое)...”
(Шемот ,
22-4).
Так же, как в других
трактатах, в нашем проводится
тщательный анализ каждого
слова Торы.
Гемара объясняет, что слово
“пошлет” указывает на ущерб,
который условно можно
именовать как регель (нога).
То есть здесь говорится о том,
что животное может вытоптать
чужое поле.
В Пророках написано: “...посылающие
ноги быка и осла...” (Ишаягу,
32-20). И эта фраза подтверждает
значение слова “пошлет” —
оно действительно относится к
ущербу регель .
Какой смысл вкладывает Тора
в слово “испортит”?
Здесь подразумевается ущерб,
который наносят домашние
животные чужому полю, поедая
растения.
Одна из задач Гемары —
рассмотреть “материалы” всех
книг Танаха
(Торы,
Пророков
и Писаний) в неком
единстве, выявляя, где и как в
этих книгах обнаруживает себя
тот или иной закон.
Обязательно ли, для того,
чтобы убедиться, что слово “пошлет”
в Торе подразумевает ущерб,
наносимый ногами домашних
животных, искать
подтверждение у пророков? —
спрашивает Гемара. — Может
быть, то же самое учится иначе?..
Ведь написано в Торе об ущербе керен
(нанесенном рогами животного),
об ущербе шен (нанесенном
зубами животного) — “...испортит...
поле чужое...”. Следовательно,
слово “пошлет” говорит
лишь о том случае, когда чужое
поле вытаптывают .
И делает вывод:
дополнительное подтверждение
необходимо. Иначе понятие “пошлет”
можно спутать с понятием “испортит”.
Скажем, и то и другое отнести
на счет ущерба шен, у
которого есть две
разновидности: 1) животные
съели весь урожай, что
обозначено словами “испортит
поле чужое”; 2) съели и
вытоптали только часть урожая,
что подразумевается под
словами “и пошлет...”.
Отсюда мы понимаем, что даже
за незначительный ущерб
Всевышний обязывает платить.
Выяснив подробности закона,
Гемара возвращается к одной из
деталей. Если слово “пошлет”
относится к ущербу регель (нога),
откуда мы учим, что Тора
требует от хозяина животного
компенсации, даже в случае,
когда оно съело какую-то, пусть
незначительную, часть урожая
на поле соседа?
Нет нужды в специальном
указании на эту тему, —
утверждает Гемара. Достаточно
простого сопоставления ущерба
шен (то, что животное может
съесть) с ущербом регель (то,
что оно вытопчет). Ведь они
упомянуты в одной фразе Торы.
То есть, если требуется
компенсация за ущерб регель,
независимо от того, уничтожен
весь урожай или
незначительная его часть,
значит, хозяин животного в
любом случае должен
компенсировать и ущерб шен .
Гемара подчеркивает: Тора
возлагает ответственность на
человека за порчу чужого
урожая не только в том случае,
когда он сознательно послал
животное пастись на поле
соседа, но и тогда, когда
животное нанесло ущерб без
ведома хозяина.
Отметим еще один важный
момент. Производные от
основного ущерба тоже требуют
компенсации. Например,
животное почесалось об ограду
чужого участка, а она
сломалась. Или животное
валялось на соседнем
земельном наделе и помяло
плоды. То есть, хозяин
оплачивает любой ущерб
нанесенный его животными.
Гемара сосредотачивает
внимание на производных
ущерба бор (яма).
Ямой (бор),
способной причинить ущерб,
Тора называет углубление не
менее 10 тфахим
(использованная
в текстах Талмуда мера длины;
здесь — приблизительно 80 см).
Откуда это известно?
Заповедал Всевышний: “И если
откроет человек яму или выроет
человек яму и не прикроет ее, и
упадет туда бык или осел,
хозяин ямы заплатит деньгами...
а умершее животное он имеет
право забрать себе” (Шемот ,
21-33:34).
Всевышний предоставил право
мудрецам, используя
человеческий интеллект и
логическое мышление, выводить
законы. Определили мудрецы:
яма глубиной 10 тфахим, если
в нее упадет животное, может
погубить его. А если яма будет
в 9 тфахим, упавшее в нее
животное получит травму, но,
скорее всего, выживет.
Ѓалаха (Закон) уточняет:
производное от ущерба бор
— любой урон общественному
владению, нанесенный по вине
человека каким-либо предметом.
Например, человек оставил
посреди дороги какой-то груз...
Всевышний в Торе дал
человечеству не общие
декларации и призывы
совершать хорошие поступки. Он
детально разработал систему
ответственности. Недаром
юристы, сформулировавшие
основные положения
международного права,
говорили, что за основу они
брали заповеди Торы.
Необъясненные здесь понятия
видов ущерба — в следующем
листе.
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|