О Трактате БАВА КАМА
5 тишрея 5761 года
6 тишрея 5761 года ( 23 сентября 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 58
В законах Торы, данных нам Всевышним, Он предусматривает все возможные обстоятельства, при которых вступает в силу то или иное юридическое положение.
Гемара обсуждает иную ситуацию. Чье-то животное неожиданно падает в чужой сад. Скажем, дорога, по которой оно шло петляла на вершине горы, а сад находился внизу. Упав в сад, животное съело какие-то плоды. Или плоды, на которые оно упало, смягчили падение. Животное избежало переломов.
Хозяин животного обязан платить. Но — не за ущерб, а за ту выгоду, которое его животное получило в результате падения.
Рав Каханэ вносит уточнение: когда говорят, что хозяин животного платит лишь за выгоду, имеют в виду, что животное съело плоды на той грядке, на которую упало.
А если оно начало разгуливать по саду и поедать плоды с кустов и других грядок?
Хозяин должен оплатить ущерб, — утверждает рав Каханэ. — Ведь можно считать, что другая грядка — другое поле. А в Торе сказано, что за съеденные или вытоптанные животным плоды на чужом поле его хозяин обязан платить
Хозяин грядки, на которую упало животное, может сказать: “Грядка у меня большая, и владелец упавшего должен заплатить мне за потраву той ее части, которая расположена на некотором отдалении от места падения”, — предлагают мудрецы вариант ситуации.
В любом случае, даже если упавшее животное поедало плоды с разных грядок, на приличном расстоянии от места падения, пусть оно находилось в чужом саду целый день, хозяин животного платит только за выгоду, которую “извлекло” животное из несчастного случая, — утверждает раби Йоханан. — Из расчета, что животное как будто бы съело самый дешевый корм. Это правило действительно до тех пор, пока животное не вышло с территории сада. Но вот, если оно вышло и потом вернулось обратно, его хозяин заплатит за ущерб, ибо это уже не может рассматриваться как онес (непредвиденный случай).
Когда животное вышло из сада, и это известно его хозяину, — вносит новую деталь рав Папа, — его возвращение без разрешения хозяина будет расцениваться как нанесение ущерба, за который хозяин животного вынужден расплатиться.
О чем здесь говорится? О каком “разрешении” речь?
Животное, узнав о существовании сада, быть может, попытается туда вернуться. Хозяин, предполагая это, должен обеспечить надежную охрану. Но, если он этого не сделал, ему придется компенсировать ущерб.
Существует и другое объяснение словам “без разрешения хозяина”.
Допустим, владелец животного снова ведет свое животное той дорогой, где оно поскользнулось и упало в сад. Или, к примеру, он не запер дверь загона, как положено. Животное выбралось на свободу и снова упало в тот же сад.
Эти случаи закон квалифицирует как пшия (преступная небрежность, халатность). И владельцу животного назначают выплату компенсации за ущерб.
Если животное спустилось в сад обычным образом и причинило ущерб, — напоминает Гемара, — хозяин компенсирует его в обычном порядке.
Если животное случайно упало в чужой сад, — формулирует правило Ѓалаха, — его хозяин не компенсирует ущерб, но платит только за полученную животным выгоду. Даже если животное находилось в саду целый день и поедало плоды с разных грядок.
То есть Ѓалаха выбирает мнение раби Йоханана.
Как мы уже знаем, Всевышний, дав в Торе законы, проявил справедливость и милосердие не только к пострадавшим, но и к виновникам ущерба. Система выплат чрезвычайно гуманна, в ней учтены все “смягчающие” обстоятельства.
Вообще понятия милосердия и справедливости пронизывают всю Тору. В месяце тишрей каждый из нас может это почувствовать в наивысшей степени.
Сегодня шестой день из десяти дней тшувы (возвращение к жизни по законам Торы).
Именно в тишрее в будущем произойдет окончательное избавление народа Израиля, — утверждает раби Элиэзер.
И тогда в мире воцарится гармония.
Но спасение придет лишь тогда, — продолжает раби Элиезер, — когда люди захотят вернуться на пути Торы. Поэтому месяц тишрей, особенно благоприятное время для тшувы, для геулы (освобождения) наиболее подходящий период. Недаром этот месяц сравнивается в нашей традиции с головой.
В месяце тишрей создан мир . И, поскольку Всевышний восполняет годы существования день за днем, месяц за месяцем, именно в тишрее придет и геула.
Откуда раби Элиезер черпает сведения, что мир создан в тишрее?
Написано в Торе: “И сказал Всевышний: пусть произрастит земля зелень, траву семяносную, дерево плодоносное” (Берешит , 1-11).
В каком месяце года, спрашивает раби Элиэзер, — травы дают семена, а на деревьях созревают плоды?
И отвечает: в тишрее.
В тишрее начинается сезон дождей. А Творец сказал, что в начале творения “пар поднимался от земли и орошал лицо ее” (Берешит , 2-6).
По воле Творца пар поднялся из бездны и напоил влагой творение.
В этом раби Элиезер видит подтверждение, что именно в месяце тишрей создан мир.
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|