О Трактате БАВА КАМА
5 тишрея 5761 года
9 тишрея 5761 года ( 26 сентября 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 61
В этом листе трактата, также как в предыдущем, Гемара рассматривает проблемы ответственности человека за ущерб, причиненный огнем.
В Мишне (конспективной записи Устного Учения) сказано, что человек, который разжег огонь на своем участке земли и не следил, чтобы пламя не распространилось на чужие владения, свободен от выплаты компенсации за ущерб, если его территорию отделяли от соседской ограда, высотой в 4 амы (примерно, 2 м), участок общественной земли, шириной 16 амот (примерно, 8 м) или река, шириной 8 амот (примерно, 4 м).
Ѓалаха (Закон) уточняет: если человек разжег костер на своей территории, а огонь перекинулся через ограду, учитывают все: и размеры костра, и высоту ограды, и количество дров — брошенных в костер и валявшихся вокруг... Если выясняется, что при сложившихся обстоятельствах огонь вполне мог перекинуться через ограду, тот, кто разжег костер, обязан компенсировать ущерб. Если расчеты показывают, что в обычной ситуации пожар не должен был разгореться, закон квалифицирует случившееся как онес (непредвиденное событие) и освобождает того, кто развел костер, от ответственности.
А если ограды между участками не было, в каких случаях отвечает за ущерб тот, кто разжег огонь?
Приведя различные точки зрения, Гемара сообщает, что Ѓалаха берет за основу утверждение раби Шимона: решающий фактор в вынесении решения — удаленность костра от чужой территории.
Каждый, кто разжигает огонь на своем участке, должен найти для костра место, достаточно отдаленное от соседского поля, чтобы пламя не могло перекинуться на него. И если правило безопасности соблюдено, но огнь все же захватил участок соседа, человек, который развел огонь, от ответственности освобождается.
Тот, кто непосредственно на чужом земельном участке развел костер, отвечает за ущерб в любом случае.
Допустим, человек развел костер на собственном поле. Огонь перекинулся на соседское и спалил копну. Виновник пожара платит за копну и не несет ответственности за то, что в ней хранилось. Даже если это, к примеру, деревянные грабли (то, что принято класть в копну).
Однако к этому правилу есть примечание: в случае, если поля были разделены оградой, и ограда упала из-за пожара, виновный платит и за копну и за вещи, которые в ней находились — те, которые принято держать в копне.
Другое дело, если пламя перекинулось на дом. Здесь виновный должен платить за все, что в нем находилось.
В одном из обзоров мы уже говорили о том, что наша традиция уподобляет человека огню, ибо человек обладает столь же мощной созидательной и разрушительной силой. Сегодня, накануне праздника Йом Кипур Всевышний дает людям возможность очистить огонь своей души от “копоти” дурных поступков.
Каждый поступок человека имеет духовный корень в высших мирах. Задумавшись об этом, мы начинаем понимать, какой урон способен человек нанести своими поступками и как он может исправить то, что совершил. Через пророков Всевышний открыл нам, что мир, в котором мы живем, связан с высшими духовными мирами, которые имеют десять уровней. Через них в наш мир спускается влияние Творца. На самом высоком уровне находится Кисе а-Кавод (Престол Славы). Этим понятием обозначается источник жизненной энергии всего сущего.
Влияние Творца передается в наш мир по особым духовным каналам, которые, словно трубы, пронизывают миры. Отсюда мы можем представить себе, что любое нарушение законов Всевышнего сужают луч света, сверху проникающего к нам.
Прямой канал связи с Творцом — душа человека. Ее источник восходит к Престолу Славы. Поэтому нет необходимости душе проходить через другие миры, она может соединяться непосредственно со своим источником. Как сказано: “И вдохнул (Всевышний) в ноздри его (человека) дыхание жизни” (Берешит, 2-7).
Книга Нефеш а-Хаим (Душа жизни, автор которой — рав Хаим из Воложина; нач. 19 века, ученик Виленского Гаона) комментирует этот фрагмент так: “Душа человека — дуновение уст Всевышнего”. Поэтому в тот момент, когда человеческая душа пробуждается к тшуве (возвращению к жизни по законам Торы), образуется ее прямая связь с Источником Жизни.
Сам же Виленский Гаон пишет: “Основа тшувы — отказ в сердце от неправильных поступков. Ведь нет в мире вещи более близкой Всевышнему, чем сердце человека”.
Сказал раби Леви: велика тшува, ибо она достигает Престола Славы. Как сказано у пророка: “Вернись (поднимись), Израиль, до Творца, Законодателя твоего...” (Ошейа , 14-1).
Почему сказано “до Творца”, а не “к Творцу”? — задаются вопросом мудрецы. И объясняют: человек, совершающий тшуву, поднимается на очень высокий духовный уровень. На уровень Престола Славы .
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|