ВАЙЕЦЕ 
"ВАЙЕЦЕ"
ВАЙЕЦЕ 
Чтение текста
Афтары

"ВАЙЕЦЕ"

2.12.2024, 1 Kislev, 5785

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



18 элуля 5761 года

21 элуля 5761 года (9 сентября 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 44

 

Всевышний в законах, которые даны нам в Торе, предусмотрел все возможные ситуации. Это, разумеется, относится и к разработанным Им принципам ответственности человека за собственные проступки, а также за поведение принадлежащих ему животных.

Талмуд, как уже говорилось, исследуя самые разнообразные проблемы, занимается, в частности, и сферой, которую можно условно назвать “зоопсихологией”.

В нашем листе анализируются случаи, когда бык почесался о стену (такое часто бывает с животными), стена упала, придавила человека, и он умер.

Принципиально важный фактор в этом анализе — мотив поведения животного. Если бык, например, намеревался убить другого быка, но случайно убил человека, его не уничтожают. Однако его хозяин, если известно, что бык — муад (более двух раз причинял ущерб людям или чужому имуществу), должен выплатить кофер (выкуп за свою душу), чтобы Небеса пощадили его и не придали смерти.

В ситуации со стеной тоже обсуждается убийство “непреднамеренное”...

Гемара ставит вопрос: разве не сбрасывают со скалы, не убивают быка-муад, если он, обрушив стену, убил человека?

И объясняет: скила (вид смертной казни — сбрасывание со скалы) в подобных случаях полагается быку-муад, если он много раз обрушивал стены на людей. Но здесь мы рассматриваем происшествие другого рода. Бык обычно чешет бока о стены — без намерения нанести ущерб, и только одна стена от этого рухнула.

Но как выяснить намерения быка? — спрашивает Гемара.

И предлагает разумный вариант. Если, разломав стену, бык продолжает чесаться об ее уцелевшие части, он явно не собирался никого убивать. Он просто удовлетворял возникшую потребность.

Гемара обсуждает разные ситуации. Например, бык-муад намеренно убил человека. В каких-то случаях хозяин платит кофер, а бык освобождается от скилы, в других — кофер не исключает уничтожение быка. Если бык-муад убил человека случайно, его хозяин платит кофер, а бык освобождается от скилы. Если человек погиб, потому что на него напал (преднамеренное убийство) бык-там (как правило, смирный), бык подлежит скиле, а его хозяин освобождается от уплаты кофера. Если бык-там стал косвенной причиной гибели человека (непреднамеренное убийство), тут и кофер не требуется, и быка оставляют в живых.

Разбирая ущербы, нанесенные быком без намерения, Гемара приводит две точки зрения.

Раби Иегуда делает свои выводы на основе закона о кофере. Он утверждает: если хозяин быка, который убил человека случайно, должен платить кофер, значит, он должен платить и за быка, который случайно нанес кому-то ущерб.

Раби Шимон выдвигает иную основу. Бык, без намерения убивший человека, не подлежит скиле, — говорит он. — Стало быть, и за случайно причиненный быком ущерб его хозяина следует освободить от выплат.

Рассматривая конкретные законы, наши мудрецы, как правило, обращаются к к другим описанным в Торе законам. И по аналогии делают выводы.

Здесь Гемара обращает внимание на то, что и раби Иегуда и раби Шимон, обсуждая правила компенсации ущерба, проводят параллели с законами, которые касаются случаев, когда бык убил человека...

А если у быка вообще нет реального хозяина? — поворачивает Гемара обсуждение в иную плоскость. — Что делать с быком, намеренно убившим человека? Уничтожить его?..

Почему такой вопрос возникает в принципе?

Сказано в Торе: “И если забодает бык мужчину или женщину насмерть, быка нужно предать скиле... и хозяин быка чист (свободен от уплаты кофера)... И если бык бодался вчера и третьего дня, и предупрежден был хозяин его, но не стерег его, как положено, бык подлежит скиле, а хозяину полагается смерть (Небесная кара, спастись от которой можно лишь заплатив выкуп за свою душу)” (Шемот, 21-29).

В этих указаниях Торы фигурирует слово “хозяин”. Значит, если хозяина у быка нет, эти законы не действительны?

Что делать, если причина несчастья — бык, который принадлежит несовершеннолетнему (мальчику до 13 лет или девочке до 12 лет), то есть, лицам, которые по юридическому определению не несут перед законом ответственности?

Как поступить, если убийство совершил бык, которого отделили для приношения в Храм?

Если у быка нет реального хозяина (сюда входят все перечисленные случаи), — утверждает раби Иегуда, — он скиле (смертной казни) не подлежит. Даже если в момент убийства им кто-то владел, но ко времени вынесения приговора он стал “ничейным”.

Но Всевышний повторяет слово “бык” в Торе семь раз, — выдвигают аргумент другие Учителя. И из этого делают вывод: правила, касающиеся быков, принадлежащих конкретным хозяевам, распространяются и на бесхозного быка.

Отсутствие хозяина не освобождает быка от скилы, если он того заслужил, — подтверждает Ѓалаха (Закон).



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Пророчицы или только пророки?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля