О Трактате БАВА КАМА
12 ава 5761 года
12 ава 5761 года (1
августа 2001)
ТРАКТАТ Бава
Кама
Лист 5
Гемара продолжает
анализировать проблемы
ответственности человека за
совершенные им поступки.
Когда свидетели дали
показания, обязывающие
обвиняемого заплатить
определенную сумму, эту сумму
они должны были возместить
сами, если вскрывалось, что
обвинение — ложное. И это не
штраф, а — компенсация. Ибо
величина штрафа превышает
размеры компенсации за ущерб.
Так ли это?
Обсудив ситуацию, Гемара
приходит к выводу, что выплаты
лжесвидетелей все же следует
считать штрафом. Ведь сами они
пострадавшему ущерба нt
причиняли.
Но если это — штраф, то в
каких случаях он назначается?
Допустим, те, кто предоставил
доказательства чьей-то
виновности, сами признаются,
что ввели суд в заблуждение.
Для вынесения судебного
заключения этого недостаточно.
Факт лжесвидетельства должен
быть установлен юридически.
Здесь необходимы свидетели,
которые могут подтвердить, что
люди, давшие показания против
обвиняемого, в момент
совершения преступления
находились в совершенно
другом месте и не в состоянии
были видеть, как все
происходило...
Почему Тора перечисляет все
основные виды ущерба? —
возвращается Гемара от
деталей общему положению. —
Разве недостаточно было бы
назвать один, чтобы логически
вывести из него остальные?
И объясняет: каждый из
видов ущерба в чем-то
уникален, и особенности того
или иного ущерба нереально
выявить, анализируя другой вид.
Рассмотрим такую
классификацию: два из четырех
основных видов урона связаны с
живой природой — бык и а-мавэ;
другие два — яма и огонь
— с неживой. Почему же Тора не
ограничивается хотя бы этими
двумя видами? — спрашивает
Гемара. — Подвиды, наверное,
можно было бы “вычислить”...
Гемара, заметим, ставит
довольно много вопросов. И,
разумеется, не из праздного
любопытства. Все
в
Торе — слова
Всевышнего,
записанные Моше-рабейну. Здесь
нет и не может быть ничего
лишнего. И если что-то сказано,
это чем то обусловлено и,
несомненно, таит в себе
глубокий смысл.
Гемара объясняет: внутри “подвида”
у каждой из относящихся к нему
групп есть собственные
неповторимые черты. Более того,
характерные отличия
отмечаются и у видов, входящих
с состав группы.
Возьмем, к примеру, ущерб,
обозначенный понятием бык
(в его “подварианте” рог;
ущерб, нанесенный рогами
животного). Ѓалаха выделяет
здесь понятия, которые на
иврите называются там и муад .
Бык, никогда не причинявший
вреда, называется там. И,
если именно он нанес урон
урожаю на поле соседа, на
первый раз его хозяин
возмещает лишь половину
ущерба.
Понятием муад обозначают
животное, которое не в первый
раз портит чужие насаждения.
За него хозяин должен
компенсировать всю стоимость
нанесенного ущерба.
Особые виды ущерба
определены словом яма.
Если в яму упали сосуды и
разбились, “хозяин” ямы, в
данном случае свободен от
ответственности.
Но ведь некоторые Учителя, —
напоминает Гемара, — считают,
что хозяин участка должен
заплатить за разбившиеся в яме
сосуды. Например, так говорит
раби Иегуда.
Тогда зачем, по мнению раби
Иегуды, вообще сказано о яме? —
спрашивает Гемара.
И отвечает: чтобы дать
дополнительную информацию. “Хозяин”
ямы, в которую упал человек и
погиб, несет не финансовую, а
иную юридическую
ответственность
Зачем же в описании подобных
ситуаций упоминается человек?
— задает Гемара новый вопрос.
Напомним, по мнению Рава мавэ
— человек, нанесший ущерб.
И объясняет: чтобы сказать,
что в определенных случаях он
должен оплатить не только
величину нанесенного урона, но
и компенсировать затраты на
лечение, вынужденные простои в
работе, связанные с травмой,
моральный ущерб и физическую
боль.
Зачем в Торе говорится об
огне? — ставит Гемара
следующий вопрос.
И дает пояснение: ущерб в
результате пожара
рассматривает особый закон.
Мудрецы анализируют такую
ситуацию: человек разжег
костер на своем поле, а
возникший пожар перекинулся
на поле соседа. Если сгорела
вещь, и никто не знал, не видел,
что она там находится (например,
кто-то спрятал в копне сена
вещь, которую обычно в сене не
прячут), по утверждению
большинства мудрецов, с “поджигателя”
не взыскивается ее стоимость.
Гемара меняет ракурс
обсуждения и концентрирует
внимание на позиции раби
Иегуды., который утверждает,
что и за такую вещь следует
платить. Откуда раби Иегуда
учит это?
Существует положение, —
напоминает Гемара, — что тот,
кто разжег костер, а пламя
перекинулось на поле соседа,
несет ответственность даже за
чужое вспаханное поле, на
котором еще нет плодов, даже за
камень на нем, опаленный огнем.
Отсюда раби Иегуда делает
вывод, что компенсации
подлежит любая сгоревшая на
поле соседа вещь.
В следующем листе мы
продолжим разговор об
ответственности.
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|