О Трактате БАВА КАМА
13 ава 5761 года
13 ава 5761 года (2 августа 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 6
Всевышний дал человечеству детально разработанную систему ответственности за совершаемые поступки.
Так, например, сказано, что за попорченный по его вине урожай соседа человек обязан выплатить компенсацию из своего урожая: “Если испортит человек поле или виноградник (соседа), послав свой скот... на поле другое, пусть лучшим, что есть на поле или винограднике его, заплатит” (Шемот , 22-4).
Гемара анализирует эту фразу и задается вопросом: кто подразумевается под словом “его”? Чье поле, чей виноградник имеется в виду? Поле и виноградник пострадавшего или причинившего ущерб?
Речь идет о поле и винограднике пострадавшего, — говорит раби Ишмаэль. — Стоимость компенсации за ущерб оценивается из расчета стоимости урожая на лучшем его поле или винограднике.
В этой фразе сказано о поле и винограднике виновника ущерба, — утверждает раби Акива. То есть, если виновный возмещает ущерб каркой (землей), он обязан отдать пострадавшему свой лучший участок.
Гемара разъясняет позиции мудрецов.
Раби Ишмаэль уточняет: если животное причинило ущерб грядке, с которой собирали хороший урожай, хозяин животного компенсирует урон плодами со своей лучшей грядки.
А если животное съело плоды с грядки, которая давала скудный урожай, спрашивает Гемара, — хозяин животного все равно должен отдать лучшее? Справедливо ли это?
Ситуация проясняется утверждением рава Иди бар Авина. Животное, положим, уничтожило грядку. И неизвестно, с хорошей или плохой грядки оно съело плоды. В таком случае Тора требует компенсации плодами с лучшего участка.
Логично ли это? — возражает Рава. — Если животное уничтожило грядку неплодородной земли, его владелец и платит плодами со своей неудачной грядки. А если нам неизвестно, с хорошего или плохого участка съеден урожай, почему же “виновный” обязан расплачиваться лучшим из того, что у него имеется? И подмечает, что такой взгляд на вещи вступает в противоречие с одним из имущественных законов: тот, кто добивается компенсации, должен предоставить доказательства, что ответчик обязан заплатить ему определенную сумму. То есть в рассматриваемом нами случае истец должен предоставить доказательства, что испорченная животным грядка была и в самом деле лучшей на его полях. Только тогда он может рассчитывать на компенсацию с лучшего участка ответчика. Почему же мы говорим, что виновный расплачивается лучшим в любом из вариантов?
Гемара подходит к проблеме с другой стороны.
Сказал рав Аха бар Яаков: бывает, что хорошая грядка пострадавшего аналогична самой плохой на поле ответчика. Или наоборот: самая плохая грядка истца оказалась более плодородной, чем самая лучшая — виновника...
Раби Ишмаэль утверждает: для расчета размера компенсации за ущерб следует оценивать лучший участок надела пострадавшего. На чем построены его выводы?
Анализируя фразу из Торы, Раби Ишмаэль обращает внимание, что слово “поле” дается в ней дважды — в начале и в конце. Первый раз, в начале, речь явно идет о поле пострадавшего (ведь сказано “поле другое”), следовательно и во второй раз — “лучшим из поля его заплатит” — имеется в виду поле пострадавшего.
До мельчайших деталей отточена логика мудрецов. Раби Акива, говоря, что расчеты надо производить, оценивая урожай с лучшей грядки ответчика, находит в той же фразе другую основу для рассуждения. Он анализирует слова “лучшим из поля его и лучшим из виноградника его заплатит”. Поскольку речь идет о том, кто платит, — размышляет раби Акива, — значит, речь здесь идет о поле ответчика.
Говорит раби Ишмаэль: из слов, разбираемых раби Акивой, мы учим особый закон. Если виновный владеет хорошими и плохими полями, а истец — только хорошими; если стоимость плохого поля ответчика не равна стоимости хорошего поля пострадавшего, виновный платит компенсацию со своего хорошего поля.
Рассматривает Гемара еще одну ситуацию.
Правило, о котором мы говорим, — сказал раби Акива, — тем более относится к приведенному в Торе понятию ѓэкдэш— посвященное Храму.
Быть может, речь здесь идет об ущербе, который причинил один из быков другому, предназначенному для приношения в Храме?
Гемара отвергает такое предположение, ссылаясь на фрагмент Торы, в котором написано: “Если причинит ущерб бык человеку или быку ближнего...” (Шемот, 21-35). Ведь здесь предельно ясно сказано, что подобные ѓалахот относятся к быку ближнего, и приношения в Храме тут не при чем.
Однако вернемся к ситуации с полем. Гемара отмечает: если человек обещал выделить деньги на нужды Храма, вырученные с полученного урожая, служитель Храма, оценивая размер пожертвования, интересуется лучшим участком хозяина.
Но чьи же выводы все-таки берет за основу Ѓалаха? Об этом мы поговорим в обсуждении следующего листа.
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|