О Трактате БАВА КАМА
21 ава 5761 года
21 ава 5761 года ( 10 августа 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 14
Мишна (конспективная запись Устного Учения, полученного от Творца мира) сообщает, как именно оцениваются размеры компенсаций за причиненный ущерб.
Денежная стоимость выявляется в бейт-дине (суде).
Гемара уточняет: если, например, животное разорвало лежащую на земле одежду, запуталось в ней и сломало ногу, по закону один ущерб не компенсирует другой. Отдельно оценивается стоимость одежды, отдельно — размеры компенсации за повреждение, которое оно получило. Тот, с кого по решению суда взыскивается большая сумма, оплачивает разницу.
Отметим, что речь идет здесь об ущербе, нанесенном во дворе, который находится во владении компаньонов. Каждый из них есть может выводить в этот двор своих быков и, допустим, у одного из них есть право выносить туда сосуды, одежду и другие предметы.
Гемара продолжает анализировать систему компенсаций, разбирая кризисные, нестандартные ситуации.
Предположим, виновный в нанесении ущерба умер, не успев выплатить компенсацию. Тогда суд требует, чтобы за него необходимую сумму заплатили наследники. Гарантией выплаты становится земельное владение умершего. И наследники имеют право оплатить ущерб с самого плохого участка.
Мудрецы постановили, что можно требовать возмещения ущерба и с движимого имущества.
Гемара останавливает внимание на подробностях сказанного в Мишне. Есть в ней положение, которое обязывает женщин тоже компенсировать ущерб. Почему женщины в этой связи упоминаются отдельно?
Потому что существуют заповеди, от исполнения которых женщины освобождены.
Откуда мы знаем, что обсуждаемые здесь законы относятся и к особам женского пола? — спрашивает Гемара.
И приводит цитату из Торы: “И сказал Всевышний Моше, говоря: говори сынам Израиля: мужчина или женщина, если совершат один из грехов... пусть признаются в ошибках своих... и вернут каждый за свою вину основу и пятую часть добавят, и дадут тому, перед кем провинились...” (Бамидбар , 5-5:6).
Речь идет здесь о законах возвращения награбленного. Отсюда учат, что Всевышний в вопросах ответственности перед Законом уравнивает мужчину и женщину. Отметим, что выплаты, которые должен произвести виновный, — не просто наказание , а капара (искупление).
Всевышний поместил людей в материальный мир, мир действия (олам Асия), а потому духовные процессы имеют здесь материальное воплощение. В момент, когда человек выплачивает деньги за причиненный ущерб, происходит капара (искупление его проступка). Такой возможности Всевышний не лишает и женщину.
Гемара ищет другие источники возникновения этой идеи. И вспоминает, как еврейский народ получал Тору на горе Синай.
В 1312 году до н.э. 2 с половиной миллиона человек слышали голос Всевышнего. И Творец произнес: “Я, Всевышний, Правящий твоей судьбой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабов...” (Шемот, 20-2).
Еврейский народ получает 10 заповедей. И сразу же вслед за этим Всевышний обучает сынов Израиля имущественным законам.
Следующая глава начинается так: “И эти законы, которые положишь перед ними...” (Шемот, 21-1). Перед ними... Так и сказано — во множественном числе. Следовательно эта фраза Торы уравнивает в имущественных законах мужчин и женщин.
Обнаруживает Гемара и еще один источник. Заповедал Создатель: “Если забодает шор (бык) мужчину или женщину... и убьет он мужчину или женщину...” (Шемот, 20-28629). За то, что произошло, хозяин быка несет полную меру ответственности.
Часто Гемара, найдя несколько источников одного и того же закона, начинает сопоставлять их, выясняя, все ли они нужны для четкого законоустановления.
Учится ли из каждой из фраз что-то неповторимое, уникальное? — спрашивает Гемара.
Если бы мы имели лишь первую фразу, можно было бы предположить, что лишь в данном случае Всевышний проявил милосердие по отношению к женщине, дав ей возможность искупить вину. В применении имущественного закона мы, прежде всего, подумали бы, что он относится к мужчинам. Ведь женщины, как правило, бизнесом не занимаются.
Если бы у нас была только вторая приведенная здесь фраза, мы могли бы посчитать, что лишь здесь Всевышний дает женщине права, наравне с мужчинами, чтобы она могла добывать себе средства пропитания. Но имеет ли она отношение к ответственности, если не обязана соблюдать все заповеди?
Если бы в нашем распоряжении не было третьей фразы, мы могли бы подумать, что мужчины и женщины уравниваются в правах и обязанностях только в тех сферах, которые связаны с капарой и парнасой (средствами пропитания).
Но вот третий фрагмент, в котором говорится о жизни и смерти, а в результате — о выплате компенсации.
Если бы прочли только третий фрагмент, мы предположили бы, что мужчины и женщины уравнены в правах, только когда речь идет о смертельных случаях...
Так Гемара приходит к выводу, что каждая из цитат — уникальна, каждая из них добавляет к общей идее какое-либо уточнение.
Всевышний предначертал женщине выполнение особой миссии. Однако, как видим, идеи равенства и эмансипации тоже восходят к законом, данным Творцом в Торе.
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|