О Трактате БАВА КАМА
29 ава 5761 года
2 элуля 5761 года ( 21 августа 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 25
Всевышний дал в Торе не только общие законы поведения человека, но и подробно объяснил, как их соблюдать, как исправлять допущенные ошибки.
Талмуд рассматривает такую ситуацию. Бык наносит ущерб во владении потерпевшего. Он — муад, то есть, известно, что от него можно ожидать неприятностей. Как хозяин быка должен расплачиваться с человеком, которому этот ущерб причинен?
Здесь намеренно берется крайность. И для того, чтобы ответить на вопрос, Талмуд разносторонне исследует более простые случаи.
О каком ущербе идет речь? — уточняет Талмуд.
Бык повредил что-то рогами? Или он толкнул что-то или кого-то своим боком? А, может, он кого-то укусил или ногой раздавил чей-то сосуд?..
Все эти ущербы считаются разновидностями категории керен (рог).
Если бы бык совершил нечто подобное впервые или во второй раз (то есть, был там), и все происходило в общественном владении, его хозяину полагалось бы выплатить лишь половину стоимости ущерба. Но, если — во владении потерпевшего, — утверждает раби Тарфон, — хозяин компенсирует ущерб в полном размере.
Многие учителя говорят, что, независимо от того, в общественном владении или на землях потерпевшего нанесен урон, хозяин выплачивает половину, ибо здесь мы имеем дело с ущербом керен. Тем более, что бык оказался там. За быка-там всегда платят в половинном размере.
Здесь следует применить правило каль-ва-хомер (один из полученных в 1313 году от сотворения мира вместе с Торой на горе Синай логических принципов, основанный на формуле: “если в легком случае это так, то в строгом варианте так — тем более”; в буквальном переводе — “легкое и строгое”), — возражает раби Тарфон. — Там, где сказано в Торе об ущербе шен (зуб; когда животное съедает чужие плоды) и регель (нога; животное вытаптывает чужой урожай), хозяин свободен от ответственности, если ущерб нанесен в общественном владении; если ущерб нанесен на территории пострадавшего — возмещает его полную стоимость... И если за ущерб шен хозяин животного, причинившего ущерб, даже в общественном владении не освобождается от ответственности, то за ущерб, нанесенный на территории пострадавшего, он, тем более, должен компенсировать урон в полном размере.
Гемара скрупулезно исследует логику каждого из учителей. В частности, все, что высказал раби Тарфон, казалось бы, не вызывает сомнений.
Но возражают ему другие мудрецы: “Если уж ты считаешь возможным учить общие правила ущерба керен (рог) из закона о нанесении ущерба керен в общественном владении, почему бы не рассматривать все в одном ряду, почему бы не отождествить их? Если за ущерб керен в общественном владении платят половину, то и за нанесенный на земле пострадавшего ущерб керен надо платить половину”.
— Возьмем за основу законы ущербов шен (зуб) и регель (нога), — говорит на это раби Тарфон. — В той ситуации, когда они причинены в общественном владении. Согласно Торе, за них хозяин животного ничего не платит. В такой же ситуации закон об ущербе керен (рог) более суров. Следовательно, можно сделать вывод, что за ущерб керен (рог), нанесенный на территории потерпевшего, хозяин животного должен компенсировать его полную стоимость.
— Если бы Тора не обязала платить за ущерб керен (рог), нанесенный в общественном владении, его половинную стоимость, правило каль-ва-хомер вообще нельзя было бы здесь применить, — заключают мудрецы.
В чем смысл разногласий между раби Тарфоном и другими мудрецами? — спрашивает Гемара.
И разъясняет на примере известной всем мудрецам истории с Мирьям, сестрой Моше-рабейну.
Мирьям несправедливо обвинила Моше, и ее поразила болезнь. Так она была наказана Небесами. “И сказал Всевышний Моше: если бы отец ее плюнул бы ей в лицо, она должна была бы стыдиться семь дней...” (Бамидбар, 12-14). По правилу каль-ва-хомер получается: отверженный земным отцом на семь дней, будет отвергнут Отцом Небесным — на четырнадцать.
В создании человека участвуют трое, — уточняет Гемара посыл такого рассуждения, — отец, мать и Всевышний. Творец дает человеку никак не меньше того, что дают ему оба родителя. Следовательно, Присутствие Творца в человеке вдвое превосходит то, что дано ему земным отцом...
Но говорит Создатель мира: “...пусть Мирьям находится вне стана семь дней...” (Шемот , 11-14).
Из этой истории наши мудрецы выводят правило об отождествлении .
Однако применительно к закону об ущербе раби Тарфон отказывается применять это правило. И утверждает, что оно применимо лишь в тех случаях, когда оно не разрушает принцип каль-ва-хомер .
К какому выводу приходит Галаха о плате за ущерб в рассмотренной нами ситуации? Об этом речь пойдет в обзоре следующего листа.
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|