О Трактате БАВА КАМА
29 ава 5761 года
29 ава 5761 года (18 августа 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 22
Вначале ответим на ѓалахические вопросы, поставленные в предыдущем листе.
Если собака или козленок упали с крыши и разбили сосуды, стоящие в соседском дворе, хозяин животных обязан компенсировать ущерб пострадавшему, поскольку это произошло по причине его преступной небрежности. Не надо было ему помещать своих животных на крыше.
Ѓалаха (Закон) дает разъяснение: если сосуды в соседском дворе стояли настолько близко к стене дома, что животное, прыгнув с крыши, не могло их задеть, хозяин животного, упавшего в соседний двор, свободен от ответственности.
Если там стоял большой сосуд или несколько сосудов — на расстоянии от стены, достаточном для того, чтобы животное, прыгнув, задело бы их и разбило, хозяин при падении животного с крыши компенсирует ущерб.
Если стена была узкой, хозяин животного несет ответственность в обоих случаях: спрыгнуло животное прыгнуло или упало.
Общую проблему Ѓалаха ставит таким образом: в любой ситуации, если вначале человеком была допущена преступная небрежность, он несет ответственность за причиненный ущерб — даже если в конце произошло что-то непредвиденное.
Еврейская традиция утверждает, что Всевышний создал мир из четырех основ: земли, воды, воздуха и огня. Каждая из этих субстанций может принести человеку и благо и вред. Когда мы, например, молимся о дожде, мы просим ниспослать нам благословение — дождь, орошающий землю. Но, как известно, бывают ливни, вызывающие наводнение.
Гемара обсуждает разрушительные свойства огня, который возник по вине человека, анализирует, какую ответственность несет за это человек.
В Мишне (конспективной записи Устного Учения, полученного от Всевышнего) сказано: если собака берет с чужого костра чужую лепешку вместе с углями, несет лепешку и угли в чужую копну сена, съедает лепешку, а от углей загорается копна — хозяин собаки за съеденную лепешку выплачивает полную стоимость, а за сожженную копну — половинную...
Почему человек обязан платить за ущерб, причиненный огнем? — спрашивает Гемара.
Огонь — как стрела, выпущенная из лука, — говорит раби Йоханан.
Огонь расценивается как любое имущество, которое наносит кому-то ущерб, — утверждает Реш Лакиш.
Гемара выясняет, на чем строится логика Учителей.
Реш Лакиш может возразить раби Йоханану: огонь — не стрела. Полет стрелы направлен, и летит она с такой силой, с которой человек ее выпустил из лука. Огонь переносится на чужое поле не силой человека, но — ветром.
Как это огонь может быть имуществом человека? — может возразить раби Йоханан Реш Лакишу. — У имущества есть хозяин. Разве огонь кому-то принадлежит?..
Допустим, принимается сравнение раби Йоханана (как стрела из лука). Силой собаки огонь принесен к копне. Тогда хозяин собаки должен платить за ущерб.
Но, возникает новый вопрос, почему — лишь половину?
Потому что этот случай уподобляют церорот (ущерб, нанесенный камешками, вылетающими из под ног животного, когда оно идет по дороге).
Рассматривая логику Реш Лакиша, Гемара обнаруживает противоречие. Если считать огонь имуществом, то он принадлежит хозяину лепешки и копны. Почему же платить за ущерб должен хозяин собаки?
Дело в том, — объясняет Реш Лакиш, — что собака переносит с места на место огонь вместе с лепешкой. Эту ситуацию можно сравнить с церорот. Кроме того, огонь, как имущество, не принадлежит хозяину собаки. Поэтому он оплачивает половинную стоимость ущерба от пожара.
Все просто, — утверждает раби Йоханан. — Для чего собака кладет лепешку у самой копны? Для того, чтобы съесть ее. За лепешку и за то место копны, где лепешка лежала, хозяин собаки возмещает ущерб полностью. За оставшуюся сгоревшую часть копны платит половину — как за церорот .
Гемара представляет еще одну ситуацию.
По улице идет верблюд и несет на себе некий груз. Этот груз задевает свечу в окне магазина. Груз загорается, и пламя перекидывается на магазин. Кто несет ответственность? Хозяин верблюда.
Почему? — спрашивает Гемара.
Если считать, что огонь — как стрела, это понятно. Если же рассматривать огонь как имущество, огонь в данном случае не принадлежит хозяину верблюда.
Здесь говорится о таком случае, — уточняет Реш Лакиш, — когда загорелся весь тюк, навьюченный на верблюда (в нем, например, был лен), и верблюд переносит пламя с места на место. Это напоминает случай с собакой, которая вместе с едой перенесла уголек.
В описанной ситуации с пожаром от свечи в магазине есть некая существенная деталь, которая может изменить решение. Хозяин верблюда несет ответственность, если свеча горела внутри магазина, если она была выставлена наружу, ответственность — на хозяине магазина. Почему? Ведь огонь горел в одном месте, а верблюд перенес его на другое. За перенесенный огонь хозяин магазина не должен отвечать.
Раби Иегуда уточняет: если речь идет о ханукальных свечах, хозяин магазина ответственности не несет, поскольку их принято ставить в общественном владении.
А если верблюд стоял на месте, и от тюка загорелся весь магазин, кто за это в ответе? — спрашивает Гемара.
И отвечает: хозяин верблюда. Он мог увести свое животное с этого места.
К какому выводу приходит Ѓалаха (Закон). Об этом мы будем говорить в обозрении следующего листа.
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|