ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Йом Кипур
начинается с вечера

11 октября
"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"
ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Чтение текста
Афтары

"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"

7.10.2024, 5 Tishri, 5785

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



21 ава 5761 года

24 ава 5761 года (13 августа 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 17

 

Талмуд продолжает “анатомическое” исследование законов компенсации ущерба и сообщает, что регель (нога) животного всегда может нанести урон.

Как это понимать?

Животное идет по дороге и не разбирает, куда ему наступить, а потому ломает все, что ему попадается под ноги.

В разряд случайно причиненных, но вполне вероятных ущербов попадают и производные. Скажем, животное улеглось на землю в том месте, где что-то лежало, и раздавило какую-то вещь. Или на что-то упал груз с его спины.

Во всех таких случаях его хозяин обязан возместить полную стоимость ущерба.

Однако закон здесь делает некое различие. Это правило действительно, если ущерб причинен на территории пострадавшего. Если подобное произошло в общественном владении, хозяин животного свободен от ответственности, ибо на территории, которая находится в общественном владении, каждый должен сам заботиться о своем имуществе.

Если животное лягнуло и разбило сосуд или сосуд был поврежден камешками, вылетевшими из-под его ног (разновидность ущерба регель), его хозяин возмещает половину ущерба — при условии, что ущерб нанесен на территории пострадавшего. Такое “послабление” объясняется тем, что хозяин животного не мог принять мер предосторожности и предвидеть случившееся.

Если на земельном участке соседа животное растоптало сосуд, и этот сосуд упал на второй, который тоже разбился, хозяин животного платит за первый полную стоимость, а за второй — половину. При этом ситуация с первым сосудом рассматривается как ущерб регель, со вторым — по аналогии с летящими из-под копыт камешками.

Выводя законы, Гемара рассматривает особенности поведения разных животных.

Например, петухи и другие птицы способны что-то столкнуть лапами или склевать. Если петух был привязан веревкой и в движении лапами или той же веревкой задел сосуд и разбил его, хозяин петуха возмещает половину ущерба.

Если петух повредил сосуд веревкой, свободно разгуливая по участку, а веревка просто болталась на его лапе, хозяин петуха выплачивает пострадавшему полную стоимость ущерба. Веревка рассматривается здесь как часть тела птицы. Ее наличие в данном случае вовсе не означает, что хозяин петуха сделал все возможное, чтобы петух не нанес вред чужому имуществу.

Однако, если веревка, которой петух причинил ущерб, никому не принадлежала, петух нашел ее и запутался в ней, хозяин петуха приобретает юридический статус онус — человека, попавшего в непредвиденную ситуацию. Онус возмещает лишь половину ущерба. Тут также проводится аналогия с камешками, вылетающими из-под ног животного...

Ѓалаха стремится учесть все нюансы сложных ситуаций.

Если петух перелетел с места на место и, задев крыльями, разбил чужой сосуд, такой ущерб рассматривается как разновидность ущерба регель (нога), что обязывает хозяина петуха выплатить компенсацию полностью. Но если в этой ситуации вещь упала и разбилась от воздушной волны от взмаха петушиных крыльев, хозяин петуха возмещает лишь половину ущерба. По аналогии с камешками, летящими из-под ног животного.

Бывает ли такое? Разумеется, бывает. К примеру, сосуд из тонкого стекла вполне может упасть даже от легкого движения воздуха. Интересно, что ѓалаха занимается здесь повреждениями, которые наносятся здесь чем-то, что человек не может увидеть.

Сколько должен заплатить хозяин свиньи, — спрашивает Гемара, — которая, роясь в мусорной куче, разбросала камешки и разбила соседский сосуд?

И поясняет: роясь в мусорной куче, свинья добывает пищу. Есть закон об ущербе, причиненный камешками, вылетающими из-под ног животного. Аналогичен ему другой закон — о камешках, которые отлетают, когда животное для удовлетворения собственных потребностей роется в куче мусора носом и зубами. Согласно ѓалахе, хозяин свиньи выплачивает половину стоимости поврежденной вещи.

Анализируя разнообразные ситуации и особенности тех или иных животных, Талмуд выводит некие юридические формулы, которые применимы на долгие времена. Мы убедимся в этом, обсуждая другие листы нашего трактата.



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Как правильно понимать молитвенную фразу «Господи, помилуй»?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля