О Трактате БАВА КАМА
8 элуля 5761 года
11 элуля 5761 года ( 29 августа 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 33
Всевышний дал человечеству определенные законы. При этом все они обусловлены различными обстоятельствами. Их и исследует Талмуд.
Например, мера ответственности за ущерб зависит от того, в каком состоянии был тот, кто его причинил. Был ли он там или муад .
Понятие там относят к животному, от которого никто не ожидает вреда. Муад — его полная противоположность. От животного-муад заведомо ждут неприятностей.
Талмуд предлагает такую ситуацию. Два быка (оба считаются муад) боднули друг друга. Как компенсируется нанесенный ущерб?
Вычисляют стоимость ущербов, и половину разницы между ними платит хозяин быка, который пострадал в меньшей степени. Скажем, бык Реувена нанес быку Шимона ущерб, оцененный в сто монет. Стоимость ущерба, нанесенного быком Шимона быку Реувена, равна сорока монетам. Разница между суммами составляет шестьдесят монет. Реувен платит Шимону тридцать.
Это правило имеет объяснение: за быка-муад всегда платят половину.
А вот — вторая ситуация. При тех же обстоятельствах оба быка были муад. В этом случае Реувен платит Шимону шестьдесят монет, ибо ущерб, причиненный муадом, требует компенсации в полном размере.
Для обсуждения предлагается третья ситуация. Один из быков был там, другой — муад .
Если бык-муад нанес быку-там больший ущерб, его хозяин полностью оплачивает хозяину быка-там разницу между суммами ущербов. К примеру, бык Реувена был муад, а бык Шимона — там. Реувен платит Шимону шестьдесят монет.
В обратной ситуации, если бык Реувена был там, Реувен отдает Шимону тридцать монет.
Так утверждает тана кама (первый Учитель), со слов которого начинается конкретный отрывок Мишны.
Однако Рамбам, автор кодекса еврейских законов (12 век) утверждает, что речь идет о разнице не в стоимости ущербов, но о разнице в суммах которые следует заплатить за быка-там и быка-муад .
Бык Реувена был муад и нанес быку-там Шимона ущерб, исчисленный суммой в сто монет. Ущерб, нанесенный быку Реувена быком Шимона — сорок монет. По Рамбаму, Реувен должен был бы заплатить за “проделку” своего быка все сто монет. Но поскольку Шимон должен ему двадцать монет (половинную стоимость за тама), Реувен отдает Шимону восемьдесят монет.
По Рамбаму, если бык Реувена был там, а бык Шимона — муад, Реувен платит Шимону всего десять монет (100:2 – 40).
Талмуд переходит к обсуждению ситуаций, в которых виновник ущерба — человек.
О человеке сказано, что он — муад леолам (то есть, он всегда предупрежден и всегда в ответе за свои поступки).
Если человек нанес ущерб быку-муад, а бык причинил ущерб этому человеку, и человек пострадал больше, чем бык, хозяин быка полностью компенсирует разницу между назначенными за ущербы суммами. Если больше пострадал бык, его хозяину получает эту разницу тоже полностью.
Предлагается для обсуждения и такая ситуация. Человек “вступил в схватку” с быком-там. Если бык пострадал в большей степени, человек (он — всегда муад) платит разницу между суммами, назначенными за ущербы, полностью. В обратном варианте хозяин быка выплачивает лишь половину этой разницы.
В результате “схватки” быка-там с человеком, если бык причинил человеку больший вред, хозяин быка тоже должен заплатить разницу полностью, — утверждает раби Акива. — В подобных случаях, когда бык “сражается” с человеком, неважно, там он или муад .
В подтверждение своих слов раби Акива приводит цитату из Торы: “...или сына боднет (бык) или дочь боднет, по закону этому сделает ему” (Шемот , 21-31).
В трактовке тана кама употребленное здесь слово “этому” означает, что ситуацию следует расценивать с позиций законов, применяемых, когда бык бодает быка (она рассмотрена выше).
В трактовке раби Акивы слово “этому” относит анализируемую ситуацию к разряду ущербов, причиненных быком-муад .
Если двое нанесли друг другу ущерб, тот, кто причинил больший, полностью оплачивает разницу между компенсациями, потому что человек — всегда муад, и и бесполезно ссылаться, что тот или иной проступок он совершил впервые. Закон снисхождения на этот счет не предусматривает.
Ну, а если один из них, пусть даже он причинил больший ущерб, действовал в целях самообороны?.. — выдвигает проблему Гемара.
Об этом пойдет речь в обзоре следующего листа.
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|