О Трактате БАВА КАМА
13 ?????? 5761 ????
13 тишрея 5761 года ( 30 сентября
2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 65
В 1312 году до н.э. у горы Синай голос Всевышнего, который давал еврейскому
народу Тору, слышали 2,5 миллиона человек. Дарование Торы началось с Десяти
заповедей. Восьмая из них — “не кради”.
Гемара обсуждает подробности проблемы выплат за украденное имущество.
В ряде случаев вор обязан не только вернуть стоимость украденного, но и штраф
— удвоенную сумму, сумму в четырехкратном или пятикратном размере. Но как это
вычисляется? Ведь со времени кражи могут пройти месяцы и годы.
Основу компенсации вор выплачивает в соответствии со стоимостью украденного
на момент кражи, — сказал Рав. — Двойную же плату, равно как и четырехкратную
или пятикратную исчисляют, исходя из стоимости украденного имущества во время
суда.
На каком основании Рав делает свой вывод? — спрашивает Гемара. И возвращается
к анализу фрагмента: “Если обнаружите в руке его (вора) украденное, бык, осел,
овца живыми, вдвойне заплатит” (Шемот , 22-3).
Гемара выделяет в цитате два слова: “украденное” и “живыми”. И заключает: они
даются здесь для того, чтобы мы установили: вор платит за кражу столько, сколько
стоило живое животное на момент кражи.
Комментаторы поясняют: утверждая, что вор платит керен (основу) в
соответствии со стоимостью украденного на момент кражи, Рав не предлагает ничего
нового; этот закон известен. Он акцентирует другое: двойная, четырехкратная и
пятикратная выплаты исчисляются из стоимости на момент суда. При этом, исходит
из соображения, что двойная или пятикратная выплата — не компенсация, а
штраф.
Некоторые учителя придерживаются иной точки зрения.
Галаха, обобщив различные подходы к проблеме, формулирует:
Если вор украл слабую скотину и откормил ее (или наоборот — украл
откормленную и довел до истощения), любые выплаты назначаются ему из расчета
стоимости скотины в момент кражи .
Если в животном произошли изменения, и вор не повинен в этом, выплаты
производятся по закону подорожания и удешевления .
Если вор украл сосуд с вином, и этот сосуд в момент кражи стоил 1 динар, а
потом вино подорожало до 4 динар, вор платит из расчета новой цены при условии,
если он: отпил из кувшина, разбил сосуд, продал его или подарил. Вор платит из
расчета цены на момент кражи, если кувшин с вином разбился случайно или
потерялся.
Если вор украл скотину или сосуд, которые от момента кражи до суда
подешевели, вор платит основу из расчета стоимости в день кражи, а штрафы
(двойные, четырехкратные и пятикратные выплаты) исчисляются, исходя из стоимости
на момент суда.
Если украденное животное, например, подорожало с момента кражи до суда, вор
платит из расчета увеличившейся стоимости, если он потерял животное; если же
животное умерло, он платит, исходя из стоимости в момент кражи...
В обзоре предыдущего листа (см. на сайте
лист 64). мы уже
говорили, что у йецер а-ра (злого начала) которое дано Творцом, чтобы
человек мог выбрать между добром и злом, — несколько имен.
Царь Шломо называл его “ненавистником”.
Говорили наши мудрецы: йецер а-ра спускается в наш мир, чтобы
спровоцировать людей на дурные поступки, а затем поднимается на Небеса, чтобы на
Небесном Суде выступить обвинителем против тех, кого сбил с толку. И требует,
чтобы ему отдали душу совершившего дурной проступок. Ведь йецер а-ра —
это и сатан и малах а-мавэт (ангел смерти).
Поясняют наши Учителя: самый большой ненавистник человека в этом мире — его
собственный йецер а-ра. Он рядится в одежды друга и лучшего советчика,
делает вид, что стремится исполнить любое твое желание. Но на самом деле он
поражает тебя смертоносной стрелой, чтобы вырвать корень души твоей из Грядущего
Мира.
Поэтому и говорит царь Шломо в Мишлей (Притчах): “Если голоден
ненавистник твой — накорми его хлебом, если мучает его жажда — напои водой”.
Хлеб и вода — символы Торы. Слова царя Шломо следует понимать так: если ты
будешь изучать Тору и исполнять ее законы, ты победишь йецер а-ра. И тем
самым, как говорится в Мишлей, “угли ты кладешь на его голову, а
Всевышний заплатит тебе” (Мишлей , 25-21).
Объясняют комментаторы: слово йешалем (заплатит) имеет более глубокий
слой прочтения, включая в себя понятие шалом , шлемут
— мир, совершенство. Царь Шломо говорит: Творец поможет тебе совершенствоваться
нравственно.
Учат нас мудрецы: если йецер а-ра воюет с тобой, тяни его в
дом, где учат Тору — там ты победишь его.
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|