О Трактате БАВА КАМА
27 тишрея 5761 года
28 тишрея 5761 года (15 октября 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 80
Один из важнейших заповеданных Всевышним принципов — установление в обществе социальной справедливости.
Этой цели служат многие постановления наших Учителей.
Так Игошуа бин Нун, перед тем, как народ Израиля вошел в Землю Израиля, постановил: в определенных случаях люди должны делать больше, чем положено по закону и уступать друг другу, не настаивая на своих правах.
В каких ситуациях это проявляется?
Например, кто-то пасет своих коз или овец в лесу с большими деревьями. Хозяин леса не должен препятствовать этому. Но если деревья в лесу маленькие и тонкие, владельцу мелкого рогатого скота следует спросить у хозяина территории разрешение.
Хозяин поля не должен возражать, если кто-то собирает в его владении сухие сучья и ветки. Разрешается также рвать траву для скота в любом месте, кроме поля, на котором растет трилистник — хозяин поля его специально выращивает.
Без разрешения хозяина можно срезать молодые побеги, чтобы использовать их для новых посадок в любом месте. Исключение составляют ветви оливкового дерева и побеги виноградной лозы.
Если в каком-то месте открылся новый водный источник, пользоваться им имеют право не только хозяин данного владения, но и все жители города или селения.
Ловить рыбу в озере Кинерет имеют право не только евреи из колена Нафтали, в чьем владении это озеро находится, но все жители Эрец Исраэль. Однако запрещено ловить здесь рыбу сетями.
После сбора урожая и до начала сезона больших дождей разрешено ходить по тропинкам и дорожкам, пересекающим частные поля. Когда наступает период дождей, это запрещено, потому что тропинки размыты, и прохожий рискует вытоптать посевы.
Если кто-то заблудился в чужом винограднике, он имеет право срезать часть ветвей, чтобы увидеть, куда ему двигаться.
Человеческое тело — хранилище высшей души, которую Творец вдыхает в человека. Поэтому Тора требует уважения и к телу, покинутому душой.
Если в поле обнаружен умерший человек, которого некому похоронить, его хоронят здесь же, на том месте, где нашли. И хозяин поля не должен возражать против этого.
Заповедал Всевышний через пророка: “Учитесь делать добро, требуйте справедливости, поддерживайте угнетенного, верно судите сироту, вступайтесь за вдову...” (Книга Пророков, Иешаягу , 1-17:18).
Исполнение этих заповедей ведет к реализации идей социальной справедливости, которыми пронизана вся Тора.
К примеру, Тора обязывает человека отдавать десятую часть своих доходов на цели благотворительности.
Если человек при жатве уронил колосок, он должен оставить его на полосе — для бедных. Так же, для бедных, хозяин поля обязан оставить нетронутыми колосья по краям поля. Наши мудрецы установили, что на несжатой полосе должно оставаться не менее 1/60 части от всего урожая.
Согласно Торе, для бедных следует оставить забытый в поле сноп, опавшие ягоды виноградника и гроздья с небольшим количеством ягод.
Глава Сангедрина вынес постановление, защищающее интересы и бедных и богатых. Он обнаружил, что евреи стараются не давать деньги в долг накануне года шмиты (седьмого года, когда прощаются долги), опасаясь, что не получат назад одолженную сумму. Чтобы предотвратить такое, он ввел специальный документ — прозболь (краткая форма записи трех арамейских слов: проз — установление, болей — богачи , ботей — бедняки). По этому документу, составленному до конца года шмиты, можно востребовать долг, когда год закончится.
Идеи социальной справедливости проявляются и в законах торговли.
Допустим, покупателя ввели в заблуждение, востребовав с него цену за товар, превышающую его рыночную стоимость. Или, наоборот, товар продан по слишком низкой цене. И покупатель, и продавец через суд имеют право аннулировать сделку. Если цена товара оказалась выше или ниже на 1/6 от его рыночной стоимости, покупатель, равно как и продавец, через суд могут получить назад разницу.
Тора призывает человека совершать добрые дела: принимать гостей, навещать больных, провожать в последний путь умерших, помогать жениху и невесте в устройстве бракосочетания и общего жилья, мирить тех, кто ссорится...
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|