ВАЙЕШЕВ 
"ВАЙЕШЕВ"
ВАЙЕШЕВ 
Чтение текста
Афтары

"ВАЙЕШЕВ"

21.12.2024, 20 Kislev, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



13 ?????? 5761 ????

14 тишрея 5761 года (1 октября 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 66

 

Каждое слово, произнесенное Всевышним и записанное в Торе Моше-рабейну, имеет глубочайший смысл.

Сказано, что грабитель обязан “вернуть награбленное, которое украл” (Ваикра, 5-23).

Зачем здесь нужны слова “которое украл”? — задается вопросом Гемара. И объясняет: для того, чтобы мы знали, что в случае, если украденное осталось в сохранности, вор обязан вернуть имущество; если имущество получило повреждения, грабитель должен заплатить за него деньгами.

Гемара дает конкретные примеры.

Скажем, вор украл деревья и сделал из них сосуды; или украл шерсть и изготовил из нее одежду. Он не должен отдавать пострадавшему свои изделия и платит за деревья и за шерсть деньгами. Потому что здесь вступает в силу принцип шинуй-коне (изменение статуса, состояния предмета делает его собственностью того, кто приложил к этому усилия).

Этот закон действителен, даже если хозяин украденной вещи не отчаялся вернуть ее.

В законах об украденных или потерянных вещах есть такое понятие — ийюш (отчаяние). А сам закон читается так: ийюш эйно коне (если вор украл какую-то вещь, и ее хозяин отчаялся получить ее назад, она все равно не становится собственностью вора; грабитель обязан вернуть украденное).

А вот еще один интересный пример. По закону Торы, человек, состригший со своей овцы определенное количество шерсти, должен отдать часть ее коэну (служителю Храма; потомку Аарона-первосвященника по отцовской линии). Отметим, что порядок, предусматривающий передачу служителям Храма части урожая, обеспечивает им возможность непрерывно совершать работу (в Храме) на благо всего человечества — собственных владений они не имеют.

Но вот человек состриг с овцы шерсть и тут же покрасил ее. Исполнить заповедь передачи части шерсти коэну он уже не может. Потому что в силу вступает принцип шинуй-коне, и вся шерсть становится собственностью хозяина овцы.

Это не означает, что владельцы стада, состригая шерсть со своих овец, тут же красили ее, чтобы она никому не досталась. Те, кто соблюдал законы Торы, не увиливали от исполнения заповедей. И здесь говорится лишь о гипотетической возможности споткнуться.

Недаром пророк Ишаягу называл йецер а-ра (злое начало) — михшоль (препятствием).

Йецер а-ра одновременно действует в двух направлениях: закрывает человеку глаза, чтобы тот не видел свет Торы и провоцирует на дурные поступки. Когда человек не умеет отличать добро от зла, йецер а-ра ведет “слепого” своими путями, нарушая запрет Торы: “Перед слепым не клади преткновения” (Ваикра, 19-14).

Об этом у пророка сказано: “Вернись, Израиль, к Творцу, Законодателю твоему, ибо споткнулся ты о проступок твой” (Танах, книга Ошейа, 14-2).

Слепой, который идет по крутому берегу реки, может сорваться и упасть. Но йецер а-ра этого недостаточно. Он ставит на пути человека еще и препятствие. Для чего?

А для того, чтобы человек обязательно совершил ошибку, а за ней — другую. Потому что, не видя, человек способен продолжать двигаться прямой дорогой.

Поэтому призывает пророк: “...освободите дорогу, устраните препятствие с пути народа моего!” (Ишайа, 57-14).

Пророк Йехезкель называет йецер а-ра камнем. Камень тяжел, и человек может споткнуться. А йецер а-ра культивирует в человеке ленность, апатию, равнодушие к проблемам нравственности, нежелание принимать решения.

Однако Всевышний через пророка обещал, что окажет нам помощь: “...Хотя Я... и рассеял их (евреев) по странам, но Я стал для них святилищем малым (синагога) в странах, куда они пришли...”. И продолжает: “И созову вас из народов, и соберу вас из стран, в которых были рассеяны вы, и дам вам Землю Израиля... И дам вам сердце одно и дух новый вложу в вас. И извлеку из плоти их сердце каменное, и дам им сердце из плоти. Чтобы заповедям Моим они следовали, и законы Мои хранили, и будут они Мне народом, и Я буду им Законодателем” (Иехезкель, 11-16:20).



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Синагога - далеко. Как быть?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля