О Трактате БАВА КАМА
5 тишрея 5761 года
11 тишрея 5761 года ( 28 сентября 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 63
Одна из важнейших заповедей, полученных человечеством от Всевышнего — запрет на воровство. Творец запрещает брать то, что тебе не принадлежит.
В этом листе обсуждается вопрос о компенсации, которую вор обязан выплатить пострадавшему.
Заповедал Всевышний: “Если обнаружите в руке его (вора) украденное... заплатит вдвойне” (Шемот , 22-3).
Однако о краже быка и овцы сказано: “Если украдет человек быка или овцу, зарежет и продаст его (животное), в пять раз большую цену заплатит за быка и в четыре раза — за овцу” (Шемот , 21-37).
Во всех случаях:, — отмечает Талмуд, — украдено живое существо или вещь, полагается двойная выплата.
Откуда выводится это правило? — спрашивает Гемара.
В Торе написано: “За всякое преступление, за быка, за осла, за овцу, за одежду, за всякую потерю... кого обвинят судьи, тот вдвойне заплатит ближнему” (Шемот , 22-8).
Наши Учителя ставят вопрос: зачем Гемара искала в Торе эту фразу, если есть фрагменты, где этот закон ясно определен?
Сказано, например: “Если обнаружатся в руках его (вора) живые: от быка до осла и овцы, вдвойне заплатит” (Шемот , 22-3).
И в другом месте: “Если даст человек ближнему деньги или сосуды на хранение, и украдут это из дома человека, если обнаружится вор, заплатит вдвойне” (там же, 6).
Основы закона действительно даны в этих фрагментах, — делают вывод другие мудрецы. — Один из них говорит об украденных животных, другой — о предметах. Поэтому Гемара продолжила поиск и нашла фразу, в которой говорится и о животных и о вещах.
Наши мудрецы с вниманием вчитываются в каждое произнесенное Творцом слово.
Зачем, — задает вопрос Гемара, — сказано и о быке и об осле?
И поясняет: если бы речь шла лишь о быке, мы предположили бы, что вор обязан заплатить двойную цену только за животное, пригодное для приношения в Храме. Если бы в этой фразе Всевышний упомянул только осла, мы могли бы подумать, что двойная выплата назначается за животное, к которому применим, как к ослу, закон выкупа первенца.
Выполнение заповеди “не бери чужое” становится естественным, когда человек начинает понимать, что Небеса и все на земле принадлежит Творцу мира, который дал нам материальные блага во временное пользование.
В дни после праздника Йом Кипур особенно остро ощущается вечность и бесконечность духовного, когда мы начинаем готовиться к празднику Суккот.
Мы строим сукку — временное жилище, в память об Облаках Славы, окружавших и охранявших еврейский народ, когда он в 1312 году до н.э. вышел из Египта.
Каждая мицва (заповедь), в том числе, заповеди праздника Суккот, несет в себе духовную идею. Например, заповедал Всевышний, чтобы тени в нашей сукке было больше, чем солнца. Сукку наша традиция называет “тень эмуны (уверенности)”. Творец ждет от нас, что, в тенистой сукке, мы испытаем то же чувство, которое испытывали сыны Израиля, находясь под защитой Облаков Славы — уверенность, что Шхина (Присутствие Всевышнего) нигде и никогда не покидает нас. Если, конечно же, мы этого заслуживаем.
Это ощущение наполняет нас радостью. Вот почему сказал Всевышний о празднике Суккот: “И будете радоваться перед Всевышним, Законодателем вашим...” (Ваикра , 23-40).
И еще: “И радуйся ты в праздник твой...” (Дварим , 16-14).
О радости пребывания под защитой Шхины сказано в Псалмах царя Давида: “И будут радоваться все укрытые Тобой...” (Теилим, 5-12). То есть, будут радоваться все, кто укрыт в тени сукки — в тени эмуны .
На время праздника сукка становится особым местом.
Имя Небесное, — говорит раби Иегуда бен Бетэра, — словно опускается на приношение праздника Суккот (корбан шламим, приносящий мир, цельность, совершенство). И называется он корбан хагига (праздничное приношение)... Точно также опускается Имя Небесное на сукку, и во время праздника нельзя использовать ее в будничных целях.
Для того, чтобы понять, какова связь между суккой, праздничным приношением и службой в Храме, следует вспомнить слова наших учителей: “В заслугу заповеди сукка удостоимся построения Храма”.
Поясняет один из наших мудрецов Маараль (раввин Праги, 16 век): когда евреи выполняют заповедь, строя сукку, Всевышний помещает Свою Шхину в Небесный Храм, одно из названий которого — сукка .
Поэтому царь Шломо праздновал открытие отстроенного Храма в Суккот. В будущем в Суккот будет отстроен Третий Храм.
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|