ВАИГАШ 
ХАНУКА

"ВАИГАШ"
ВАИГАШ 
Чтение текста
Афтары

"ВАИГАШ"

30.12.2024, 29 Kislev, 5785

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



13 ава 5761 года

13 ава 5761 года (2 августа 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 6

 

Всевышний дал человечеству детально разработанную систему ответственности за совершаемые поступки.

Так, например, сказано, что за попорченный по его вине урожай соседа человек обязан выплатить компенсацию из своего урожая: “Если испортит человек поле или виноградник (соседа), послав свой скот... на поле другое, пусть лучшим, что есть на поле или винограднике его, заплатит” (Шемот, 22-4).

Гемара анализирует эту фразу и задается вопросом: кто подразумевается под словом “его”? Чье поле, чей виноградник имеется в виду? Поле и виноградник пострадавшего или причинившего ущерб?

Речь идет о поле и винограднике пострадавшего, — говорит раби Ишмаэль. — Стоимость компенсации за ущерб оценивается из расчета стоимости урожая на лучшем его поле или винограднике.

В этой фразе сказано о поле и винограднике виновника ущерба, — утверждает раби Акива. То есть, если виновный возмещает ущерб каркой (землей), он обязан отдать пострадавшему свой лучший участок.

Гемара разъясняет позиции мудрецов.

Раби Ишмаэль уточняет: если животное причинило ущерб грядке, с которой собирали хороший урожай, хозяин животного компенсирует урон плодами со своей лучшей грядки.

А если животное съело плоды с грядки, которая давала скудный урожай, спрашивает Гемара, — хозяин животного все равно должен отдать лучшее? Справедливо ли это?

Ситуация проясняется утверждением рава Иди бар Авина. Животное, положим, уничтожило грядку. И неизвестно, с хорошей или плохой грядки оно съело плоды. В таком случае Тора требует компенсации плодами с лучшего участка.

Логично ли это? — возражает Рава. — Если животное уничтожило грядку неплодородной земли, его владелец и платит плодами со своей неудачной грядки. А если нам неизвестно, с хорошего или плохого участка съеден урожай, почему же “виновный” обязан расплачиваться лучшим из того, что у него имеется? И подмечает, что такой взгляд на вещи вступает в противоречие с одним из имущественных законов: тот, кто добивается компенсации, должен предоставить доказательства, что ответчик обязан заплатить ему определенную сумму. То есть в рассматриваемом нами случае истец должен предоставить доказательства, что испорченная животным грядка была и в самом деле лучшей на его полях. Только тогда он может рассчитывать на компенсацию с лучшего участка ответчика. Почему же мы говорим, что виновный расплачивается лучшим в любом из вариантов?

Гемара подходит к проблеме с другой стороны.

Сказал рав Аха бар Яаков: бывает, что хорошая грядка пострадавшего аналогична самой плохой на поле ответчика. Или наоборот: самая плохая грядка истца оказалась более плодородной, чем самая лучшая — виновника...

Раби Ишмаэль утверждает: для расчета размера компенсации за ущерб следует оценивать лучший участок надела пострадавшего. На чем построены его выводы?

Анализируя фразу из Торы, Раби Ишмаэль обращает внимание, что слово “поле” дается в ней дважды — в начале и в конце. Первый раз, в начале, речь явно идет о поле пострадавшего (ведь сказано “поле другое”), следовательно и во второй раз — “лучшим из поля его заплатит” — имеется в виду поле пострадавшего.

До мельчайших деталей отточена логика мудрецов. Раби Акива, говоря, что расчеты надо производить, оценивая урожай с лучшей грядки ответчика, находит в той же фразе другую основу для рассуждения. Он анализирует слова “лучшим из поля его и лучшим из виноградника его заплатит”. Поскольку речь идет о том, кто платит, — размышляет раби Акива, — значит, речь здесь идет о поле ответчика.

Говорит раби Ишмаэль: из слов, разбираемых раби Акивой, мы учим особый закон. Если виновный владеет хорошими и плохими полями, а истец — только хорошими; если стоимость плохого поля ответчика не равна стоимости хорошего поля пострадавшего, виновный платит компенсацию со своего хорошего поля.

Рассматривает Гемара еще одну ситуацию.

Правило, о котором мы говорим, — сказал раби Акива, — тем более относится к приведенному в Торе понятию ѓэкдэш— посвященное Храму.

Быть может, речь здесь идет об ущербе, который причинил один из быков другому, предназначенному для приношения в Храме?

Гемара отвергает такое предположение, ссылаясь на фрагмент Торы, в котором написано: “Если причинит ущерб бык человеку или быку ближнего...” (Шемот, 21-35). Ведь здесь предельно ясно сказано, что подобные ѓалахот относятся к быку ближнего, и приношения в Храме тут не при чем.

Однако вернемся к ситуации с полем. Гемара отмечает: если человек обещал выделить деньги на нужды Храма, вырученные с полученного урожая, служитель Храма, оценивая размер пожертвования, интересуется лучшим участком хозяина.

Но чьи же выводы все-таки берет за основу Ѓалаха? Об этом мы поговорим в обсуждении следующего листа.



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Иисус и пророчества в Танахе


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля