ВАИШЛАХ 
"ВАИШЛАХ"
ВАИШЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"ВАИШЛАХ"

12.12.2024, 11 Kislev, 5785

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА КАМА



25 элуля 5761 года

1 тишрея 5761 года (18 сентября 2001)

ТРАКТАТ Бава Кама

Лист 53

 

Сегодня — Рош а-Шана. В буквальном переводе это означает — глава года.

Согласно еврейской традиции, с головой непосредственно связана Божественная душа. Она как бы обволакивает мозг человека.

Решение о судьбе каждого из нас Всевышний принимает, оценивая наши поступки.

Откуда нам известно, что поведения человека Небеса взвешивают каждый день?

Уместен ли такой вопрос? — спрашивает Гемара. — Ведь в книге Иова написано: “...Вспоминаешь нас по утрам...” (Иов, 17-18).

А в продолжении той же фразы говорится: “Каждое мгновение испытываешь нас...”.

Но и это еще не правило. Речь идет об испытании, экзамене, который всякий человек “сдает” Творцу в Рош а-Шана.

Где-то должно быть ясно сказано, что Всевышний ежедневно анализирует поступки человека, — утверждает Гемара. И находит подтверждение своих слов у царя Шломо, который говорит о Всевышнем: “...Законодатель наш, днем и ночью вершащий справедливый суд... изо дня в день” (Млахим, 1-59).

К сегодняшнему дню мы обсудили 52 листа трактата Бава Кама, главная тема которого — сосуществование людей на земле. Попробуем взглянуть на выдвинутые проблемы под иным углом зрения.

Итак, Талмуд выделяет четыре основных вида ущербов: шор (бык), бор (яма), мавэ (зуб) и огонь. Наша традиция толкует их на разных смысловых уровнях.

В их основе, — отмечает Талмуд, — недостаток эмуны (уверенности в некоем знании). Так в данном случае мы имеем дело с ашгахой пратит — уверенностью, что Творец, управляя космосом, мирозданием, небесными светилами, ежедневно вступает в диалог с каждым из нас. Если эта уверенность постоянно живет в человеке, он не станет совершать дурные поступки.

“Знай, что над тобой — всеслышащее ухо, и все твои дела записываются в Книгу”, — говорится в одном из трактатов Талмуда.

Талмуд объясняет значение каждого из видов ущерба. Ущерб шор связывается с грехом золотого тельца. Народ допустил ошибку в исчислении дней. А поскольку людям не доставало эмуны (веры, уверенности), они не дождались возвращения Моше-рабейну с вершины горы Синай и создали золотого идола.

Ущерб бор прямо ассоциируется с фразой Торы, где сказано: “Яма пустая, нет в ней воды”.

Если яма пуста, значит, в ней ничего нет, и воды — в том числе. Зачем Всевышний это подчеркивает? — задаются вопросом мудрецы. А затем, — утверждают они, — чтобы ясно обозначит, что в ней нет именно воды. Но могут быть в ней змеи и скорпионы.

Как мы уже знаем из обсуждений предыдущих листов, вода символизирует мудрость Торы. А там, где ее нет, обязательно появляются “змеи” и “скорпионы”. В мировоззрении и поведении человека.

Четыре вида ущерба наши Учителя соотносят с четырьмя основами, из которых сотворен мир: земля, вода, воздух и огонь. Это — материальное выражение, коды неких духовных начал.

В приложении к поведению человека, земля символизирует лень; воздух — пустую болтовню (разговаривая, человек выдыхает воздух); огонь — ненависть, злость, раздражение, гордыню; вода — страсти (сексуальные, обжорство и пьянство, страсть к наживе и т.п.).

Но ведь мы только что говорили, что вода — мудрость Торы?

Противоречия здесь нет. Каждая из духовных основ имеет две стороны: положительную и негативную; созидательную и разрушительную.

Духовный рост, нравственное самосовершенствование, предполагают, что индивидуум “пользуется” лучшей стороной этих основ. И они становятся в его жизни путеводными звездами.

Тогда земля будет символизировать стабильность праведного поведения, устойчивость морального облика; воздух — разумные высоко нравственные речи; огонь — свет... Недаром говорится, что душа человека — свеча Всевышнему. Как пламя свечи тянется вверх, так и душа человека тянется к светлым поступкам. А если человеческие помыслы высоки и чисты, он пьет из родника Мудрости (вода).

Всевышний создал человека (медабер — говорящий), животных (хайа), растения (цомеах) и неживую природу (домем).

Быка, который относится к животному миру, еврейская традиция противопоставляет духовной основе руах (воздух). Хая — воплощение животных инстинктов человека. Бор (яма), неживая природа, противопоставлена духовной основе афар (земля). Мавэ (зуб) — цомеах (растительному миру, жизнедеятельность которого тесно связана с водой).

Вспомним, что четыре вида ущерба относятся к категории авот (отцы). Каждый из них детализируется подгруппами — толдот (порождения). Эта терминология применима и при рассмотрении проблем морального плана.

Например, человеческая страсть к еде и питью — категория авот. Остальные человеческие страсти — толдот.

Ущерб, обозначенный словом “огонь”, естественным образом связан с духовной основой, обозначенной тем же словом и соотносящейся с медабер (человеком).

Огонь обладает огромной разрушительной силой, но ту же силу можно использовать и для созидания.

Так и человек. Всевышний наделил человека огромной силой. Используя ее, он, не про нас будь сказано, способен разрушить себя и мир. Но, направляя эту силу на добрые дела, он улучшает мир, выстраивает одухотворенную личность.



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

ТРАКТАТ Бава Кама

 

Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется?

Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).

Краткое содержание трактата:

Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.

Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.

Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.

Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.

Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.

Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.

Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.

Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.

Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.

Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).

Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).

Что получается в итоге?

Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).

А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.

Перейдем к трактату Бава Кама.

Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..

Этой проблеме посвящена первая половина трактата.

Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.

Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.

Автор текста Элиягу Эссас

  Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Брекель — курица или нет?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля