О Трактате БАВА КАМА
25 элуля 5761 года
27 элуля 5761 года ( 15 сентября 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 50
Желание сделать добро для близких людей естественно для каждого человека. Однако где границы этих возможностей? Ответ на этот вопрос интересует всех.
Можно ли, например, что-то сделать для человека, покинувшего земной мир? Чем реально мы способны помочь ему там, в Небесной жизни?
Гемара цитирует историческую хронику Диврей а-Ямим, фрагмент, в котором рассказывается о похоронах царя Хизкиягу: “И лег Хизкиягу с отцами своими, и похоронили его на высоком месте среди могил сыновей Давида, и почет оказала ему после смерти его вся Иудея и жители Иерусалима...” (Диврей а-Ямим , 2-33).
Какой почет можно оказать умершему человеку? — спрашивает Гемара. Ведь он ничего не видит, ничего не чувствует и не знает, что происходит вокруг него.
Историческая хроника сообщает, что около его могилы основали иешиву, и там учили Тору талмидей-хахамим (буквально — мудрые ученики) — в память о нем и чтобы поднять его душу в Небесных мирах (там происходит бесконечный подъем души к Творцу ).
Говорили наши Учителя: “Нет почета, уважения, славы выше, чем Тора”.
А мудрейший человек в мире, царь Шломо, высказал такую мысль: “Славу (почет, уважение) мудрые наследуют” (Мишлей (Псалмы), 3-35).
Человек окажет умершему истинное уважение и почет, если будет изучать Тору. Это — высшее наслаждение ушедшей в иной, нематериальный мир души.
Интересно, что слово нифтар (скончавшийся) имеет на Святом Языке еще одно значение — свободен, освобожден. От чего?..
От обязанности исполнять заповеди Творца. Вместо него исполняет в земном мире кто-то другой. Для него и ради него.
Такой почет оказали царю Хизкиягу. Ведь в дни его царствования Тору изучал весь народ Израиля. В стране трудно было отыскать мужчину или женщину, мальчика или девочку, которые не разбирались бы, скажем в законах тумы (духовной нечистоты) и таѓоры (духовной чистоты). А это — один из самых сложных разделов в Учении.
Наша традиция утверждает: тот, кто занимается Торой, не боится никого и нечего. Ведь он приближен к Дереву Жизни и ежедневно ест его плоды.
Нечего опасаться и ушедшему из земной жизни, если он связан с Торой.
Гемара рассказывает о царе Давиде, что ему удалось ускользнуть от ангела смерти, благодаря тому, что он занимался Торой.
Агаду, повествующую об этом, можно понимать так: царь Давид, как и все смертные, в свое время ушел из нашего мира, но там, на Небесах, он защищен от сил зла, а награду за успехи в изучении Книги ему был дан особый свет.
Как долго существовала иешива близ могилы Хизкиягу?
Некоторые мудрецы говорят: три дня. Потому что в первые три дня тело умершего еще сохраняет свою цельность, и покинувший наш мир как бы тоже участвует в учебе. Другие свидетельствуют: семь дней. Ибо семь дней после смерти душа еще связана с местом захоронения. Некоторые Учителя увеличивают этот срок до тридцати дней. Этот период душа еще сохраняет связь с телом...
Следует отметить, что все высказывания Учителей — истина. Но тогда возникает вопрос: может ли иешива одновременно существовать три дня и тридцать дней? Дело в том, что мудрецы имели в виду качественные уровни иешивы. На одном уровне изучения Торы она держалась три дня, на другом — тридцать дней.
Чтобы душа поднялась в Небесном мире, принято учить мишнайот . Мишна — это конспективная запись Устного Учения, полученного от Всевышнего. Слово мишна имеет тот же корень, что и слово нешама (душа). Это совпадение не случайно. Речь идет о буквах, которыми Творец создавал миры.
Предлагаем вместе с нами выучить мишну, которая помещена на сегодняшнем листе Талмуда.
Перед тем, как начать учебу, каждый может сказать, что учит мишну для того, чтобы поднялась душа (на иврите это звучит — лээлуй нешамат), и назвать имя близкого умершего человека и имя его (ее) отца.
Итак, Мишна.
Если человек вырыл яму в общественном владении, и в нее упал чей-то бык или осел и умер, за это отвечает тот, кто вырыл яму.
Заповедал Всевышний: “И если откроет человек яму или выроет человек яму и не закроет ее, и упадет туда бык или осел, хозяин ямы заплатит, деньгами заплатит хозяину (животного)”.
И неважно, какой формы была яма — круглая или квадратная, узкая и длинная или в виде пещеры, канавы, траншеи и т.п.
Почему тогда речь всегда идет именно о яме? Чтобы мы знали, что глубина ямы, упав в которую животное может умереть, не менее 10 тфахим (приблизительно 80 см). Следовательно, этот закон действителен применительно к любому виду ямы такой глубины.
Если глубина ямы меньше, и в нее упал осел или бык и умер, тот, кто яму вырыл, свободен от компенсации за потерю животного, поскольку такая яма не считается опасной для жизни. Если же животное получило травму, вырывший яму оплачивает ущерб.
Осталось повторить мишну еще 3 раза, чтобы в общей сложности было 4 (об этом мы говорили в обзоре листа 46).
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|