О Трактате БАВА КАМА
Untitled Document
9
ава 5761 года (29 июля 2001)
ТРАКТАТ Бава Кама
Лист 2
Основная тема любого трактата задается в
начале. Как сказано во Введении в Трактат ,
здесь мы займемся исследованием видов
ущерба, которые один человек может
причинить другому. В Бава Кама, по
сути, разбирается модель сосуществования
людей.
Под ущербом в трактате подразумевается
урон, нанесенный имуществу, телесные
повреждения, нанесенные человеку — не
только другим человеком, но и тем, что ему
принадлежит.
Очевидный вариант — самые разнообразные
виды ущерба может причинить животное. Оно
может укусить, боднуть, что-то съесть или
просто “смахнуть хвостом” какой-то
предмет.
Вред могут приносить и неживые объекты.
Скажем, вырытая на проезжей части дороги
яма. Или огонь. Допустим, человек на своей
территории разжег костер, начался пожар, и
огонь перекинулся на соседнюю, чужую
территорию...
Существует множество способов причинить
ущерб ближнему. Они отличаются друг от
друга не только формами проявления (например,
огонь и яма), но и мерой ответственности
хозяина причинившего ущерб объекта. А,
кроме того, каждый объект потенциально
обладает определенными “разрушительными
способностями”, свои пределы “разрушительной
силы”, которые можно предвидеть. Одно дело
— смирная коза, другое — собака-волкодав.
Как сгруппировать различные способы
нанесения ущерба?
Мишна, которой открывается наш трактат,
предлагает к рассмотрению четыре основные
категории способов нанесения ущерба. В ней
сказано: “Четыре основные категории (вида)
нанесения ущерба: (выраженная словом) бык,
(выраженная словом) яма ,
а-мавэ
(значение этого слова будет объяснено в
обзорах последующих листов) и (выраженная
словами) полыхающий огонь.
А-мавэ
отличается от быка, а бык — от а-мавэ,
и оба они, будучи живыми существами,
отличаются от огня, который не живой. И
все три (категории) способные перемещаться,
отличаются от (категории) ямы, которая
вырыта в определенном месте.
Что же у них общего? Все они — категории (виды)
нанесения ущерба, и человек несет за них
ответственность”.
Талмуд начинает анализировать Мишну с
первых ее слов: “основные категории (виды)”.
И задается вопросом: если существуют виды,
следовательно, есть и подвиды? Например, бык
(вид) наносит ущерб разными способами,
каждый из которых можно рассматривать как
самостоятельный подвид.
Гемара (Талмуд) конкретизирует: бык может
боднуть рогами, прилечь на траву и
раздавить стоящий в этом месте сосуд, может
почесаться о забор и сломать его.
Каждое из подобных действий
формулируется на универсальном
юридическом языке и становится
самостоятельной подкатегорией.
Возникает вопрос: отличается ли мера
ответственности за ущерб “основного вида”
от меры ответственности за ущерб,
относящийся к “подвиду”?
Для того, чтобы дать ответ, исследуются
аналоги в других областях Торы. Например,
законы о соблюдении субботы. В течение
субботних суток (с вечера одного дня до
вечера другого) запрещены многие действия.
Тора группирует их в 39 “основных видов
работ”, т.е. запрещено: сеять, пахать, шить,
писать, разжигать огонь и т.д. За нарушение
каждого запрета еврей несет
ответственность. Уменьшается ли мера его
ответственности, если нарушен запрет на
работу, относящуюся к какому-либо подвиду?
В субботу нельзя сажать деревья. Это —
основной вид запрещенных работ. Но нельзя в
этот день и поливать саженцы. Это —
подвид.
По законам субботы, еврей, посадивший в
этот день дерево, и тот, кто полил саженцы,
несут одинаковую ответственность за
нарушение запрета. Но есть здесь и некие
нюансы. Если еврей нарушил запрет на два
основных вида работ, он отвечает за два
нарушения. Если нарушил (сразу, подряд)
запреты на вид и подвид (скажем, посадил
дерево и полил его), он отвечает за одно
нарушение.
Как это правило выражается в нашей теме (ущербы)?
Существуют ли различия в мере
ответственности за ущерб основного вида и
подвида?
На этот вопрос один из наших Учителей —
рав Папа (имя собственное) отвечает так: в
одних случаях отличия есть, в других — нет.
Далее Гемара углубляется в анализ
категории, обозначенной словом шор (бык).
И выделяет в ней три субкатегории: керен
(рог), шен (зуб), регель
(нога).
Керен — это ущерб от нанесенного быком
удара.
Шен — ущерб, причиненный, когда
животное что-то съедает или приносит вред,
удовлетворяя собственные потребности —
без агрессии.
Регель — урон, нанесенный имуществу
ближнего, без какого бы то ни было намерения
быка, без проявления агрессивности, без
желания удовлетворить потребности.
Например, бык идет по дороге и задевает чье-то
ведро с молоком. Ведро падает, молоко
разливается.
Эти подвиды принципиально отличаются
друг от друга и достойны стать отдельными
видами. Гемара согласна с таким
утверждением. Почему же Мишна сводит
все случаи к четырем категориям ?
Предложим свой вариант ответа на этот
вопрос: потому что мир четырехмерен. Это
известно нам из законов физики. Об этом
говорили еще наши Учителя. Этой идее
посвящены, например, многие рассуждения
Магараля (из Праги), который жил в 17 веке и, в
свою очередь, заимствовал основные мысли у
комментатора Торы Рамбана (13 век) и из книги Зоѓар
(запись закрытой Торы — 2 век).
Поскольку речь в Трактате идет об ущербах
в этом мире, сведение всех видов к четырем
несет в себе дополнительную информацию.
Мы привели это рассуждение, чтобы
показать на примере, сколь многослойна
мудрость, заключенная в Талмуде.
Автор
текста Элиягу Эссас
ТРАКТАТ Бава Кама
Место в Талмуде: В четвертом разделе Талмуда - Незикин (всего в Талмуде - шесть разделов). Бава Кама в этом разделе - первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.
Почему трактат так называется?
Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя).
Краткое содержание трактата:
Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем - очень кратко - содержание всего четвертого раздела Талмуда.
Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений - рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделен на части и размещен по трактатам. Так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд - не энциклопедия и тем более - не сборник художественных произведений.
Талмуд - это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Еще точнее - заметки-ориентиры на пути Познания Творца.
Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела - вещь очень весомая.
Четвертый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей.
Первые три трактата раздела - Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра - разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем - 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т.е. - судопроизводством.
Казалось бы, особняком стоит трактат Авода Зара (поклонение другим богам - идолам, теориям и т.п.). Однако этот мировоззренческий трактат помещен в раздел, который условно назовем “юридическим”, не случайно. Более того, он раскрывает суть всего раздела. И в этом нетрудно убедиться.
Разберем слово Незикин. Его корень - незек (ущерб) - состоит в ивритском написании из трех букв: нун, заин, куф.
Первая буква, нун, всегда говорит об уступчивости, податливости.
Численное значение буквы заин равно семи. И, следовательно, эта буква говорит о цели (шесть дней Всевышний творил мир, чтобы наступил седьмой, шаббат - цель Творения).
Буква куф представляет цифру сто, которая понимается как супердуховная надстройка цифры один (одна сотня).
Что получается в итоге?
Супердуховность (буква куф) существует в сфере “достижения цели (буква заин)”. То есть, духовность становится средством достижения цели (!).
А это - смерти подобно. Из этого произрастает любой вред, любой ущерб. Два человека не могут поделить что-то, если духовность каждого из них (все люди наделены духовностью) направлена на достижение цели в этом мире. А поскольку цели у людей разные (точнее - не бывают в материальном мире идентичными), духовность на службе устремленности к цели, не в состоянии помочь роду человеческому избегать конфликтов. Отсюда - тысячи видов и способов “отнять у другого”, то есть, нанести ближнему ущерб. Вот почему трактат Авода Зара оказался в нашем разделе.
Перейдем к трактату Бава Кама.
Он занимается определением видов и подвидов - способов нанесения ущерба. Перед Учителями стояла проблема - как их сгруппировать? А, сгруппировав, как назвать каждый из видов? Как создать емкие формулы, чтобы любой способ нанесения ущерба попадал под одну из установленных категорий, и можно было бы сразу узнать, каким образом компенсируется тот или иной ущерб?..
Этой проблеме посвящена первая половина трактата.
Во второй - рассматриваются вопросы, связанные с активными вредительскими действиями человека: воровством, грабежом, нанесением телесных повреждений.
Как обычно, по ассоциации в трактате будут исследоваться и многие другие проблемы материального и духовного мира.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|